Вы здесь

Форум «Кино России 2020» - Не хороните кино под плинтусом…

Форум «Кино России 2020» - Не хороните кино под плинтусом…

6 июня 2011 в рамках Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» состоялась вторая конференция Всероссийского форума «КИНО РОССИИ 2020» - «Основные направления стратегии развития кино России». Более 20 авторитетных докладчиков – представителей всех секторов киноиндустрии и государственного аппарата озвучили полный спектр проблем российского кинематографа и призвали коллег к конструктивному диалогу в поисках оптимальных путей выхода из затянувшегося кризиса.

Конференция продолжила обсуждение стратегии развития российской киноиндустрии до 2020 года, основные направления которой заданы решениями Правительственного совета по развитию отечественного кинематографа от 2 февраля 2011 года. Дальнейший вектор развития был определен на Совещании по вопросам культуры, прошедшем в Пензе 29 апреля 2011 года. Принятые к действию стратегические направления одобрены председателем Правительства РФ в ходе телемоста Пенза-Майкоп.

Организаторами конференции в Сочи выступили: Комитет Государственной Думы по культуре, Департамент кинематографии Министерства культуры РФ и проект «КИНОКЛУБ: Культура, Образование, Коммуникации» Всероссийской политической партии «Единая Россия» при аналитической поддержке независимой исследовательской компании Movie Research.

В конференции приняли участие:
• Денис Молчанов, директор департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства России
• Александр Роднянский, президент Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»
• Федор Бондарчук, режиссер, продюсер кинофестиваля «Кинотавр»
• Эдуард Пичугин, руководитель проекта «Киноклуб» (скачать презентацию Э.Пичугина)
• Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»
• Сергей Толстиков, исполнительный директор Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии;
• Екатерина Мцитуридзе, глава «Совэкспортфильм»
• Олег Иванов, генеральный директор Movie Research (скачать презентацию О.Иванова)
• Олег Березин, генеральный директора «Невафильм»
• Вячеслав Тельнов, директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ
• Сергей Сельянов, президент Ассоциации Теле- и кинопродюсеров
• Елена Романова, директор международного департамента Фонда кино (скачать презентацию Е.Романовой)
• Ренат Давлетьяров, президент гильдии продюсеров России
• Дмитрий Казуто, исполнительный директор НП «Киноальянс» (скачать презентацию Д.Казуто)
• Илья Бачурин, генеральный директор «Главкино»
• Александр Рубин, генеральный директор компании «Кинопроект».
• Константин Барнуков, генеральный директор D3 Media Group
• Андрей Милехин, генеральный директор Romir
• Илья Попов, глава компании «Смешарики»

Несмотря на то, что каждый из докладчиков представлял свою отрасль киноиндустрии и озвучивал назревшие в ней конкретные проблемы, в целом беседа сводилась к общему кризису российского кино, ведь в кинематографе все тесно взаимосвязано, и производство не может обойтись без проката и кинопоказа, дистрибьюторы зависят кинотеатров, и наоборот, и т.д.

Таким образом, самыми горячо обсуждаемыми вопросами стали:
1. Государственное финансирование киноотрасли. Оценка эффективности новой политики господдержки производства российского кино, а также необходимость стимулирования секторов кинопроката и кинопоказа. Многие сходились на обязательном дотировании кино государством, а вот Александр Рубин предложил полностью отменить все казенные денежные вливания в индустрию (за исключением, разве что, документального сектора и короткометражной анимации), чтобы у кинодеятелей появился стимул самим зарабатывать.
2. Проблема неокупаемости российских фильмов в кинопрокате. Причины продюсерского провала в угадывании тем и героев, интересных современному зрителю. 35 из 72 российских фильмов, вышедших в прокат в 2010 году, не окупили затрат даже на печать копий! Ренат Давлетьяров (выступающий, кстати, против новой модели госфинансирования кино) с горькой усмешкой назвал тему своего доклада «Рентабельность и конкурентоспособность, как ключевые факторы развития киноотрасли» тем, «чего в российском кино не существует»!
3. Развитие рынка кинопоказа в малых городах России. Более половины жителей нашей страны до сих пор не имеют возможности смотреть кино на больших экранах в должном качестве.
4. Снижение общей доли кассовых сборов российского контента в кинотеатрах. С 5% в начале 2000-х она поднялась до 25-27% в 2005-2008, затем постепенно упала до 17% в 2010, а к 2020 году может сократиться (согласно докладу Олега Иванова) до 10%!
5. Проблема интегрирования российского кинорынка в европейское и общемировое пространство. Повышение рейтинга и качественный ребрендинг имиджа российского кино за рубежом, преодоление языкового барьера, поиски пути улучшения инвестиционного климата в России для иностранных кинопредпринимателей. Как заявил Вячеслав Тельнов, на сегодня уже подписаны кинодоговоры с Чили, Германией и Азербайджаном. В самое ближайшее время появится и российско-французская Киноакадемия.
6. Кинобразование в России: нехватка кадров во всех профессиях первого и второго звена. Сергей Сельянов назвал это «криком киноиндустрии». Необходимость перезагрузки советской системы образования во ВГИКе и прочих профильных ВУЗов. Эффективность развития альтернативных способов получения кинознания, в том числе сразу на практике (кампусы, курсы, мастер-классы и т.д.) Тот же Сельянов предложил экспериментальную программу по обучению школьников киноделу в Интернете, как идеальной мультимедийной площадке, полностью отвечающей потребностям современной молодежи (основного кинозрителя). Ведь советские дворы заменили российские (но китайского производства) ноутбуки и смартфоны! Денис Молчанов с радостью поддержал эту смелую мысль.
7. Внедрение ЕАИС – причины задержки 100-%-го функционирования системы на территории РФ. Необходимость дополнительного вмешательства государства, создание нормативно-правовой базы нового уровня.
8. Потеря DVD-рынка и части кинотеатральных сборов из-за пиратства.
9. Кинотеатры и РАО – сколько еще Россия будет на первом месте по величине авторских отчислений композиторам? Сейчас эта цифра колеблется от 1,5 до 3% общих кассовых сборов проекта! Необходимо уменьшать этот показатель в 10 раз, либо начислять его только с доли кинотеатров (50% бокс-офиса). Все с этим согласны, кроме…РАО!
10. Поддержка старых, легендарных крупных киностудий: «Ленфильм», «имени М. Горького», «Свердловская». Создание «Главкино» - современного (голливудского уровня) съемочного комплекса под Москвой.

Ровный тон беседы всех выступающих периодически прерывали резкие заявления и даже выкрики из зала. Но происходило это не из-за нехватки культуры поведения российских кинематографистов и чиновников. Основная проблема, как ее справедливо озвучил Александр Роднянский, заключается в «двойственности стандартов нашей киноиндустрии». Ни о чем нельзя судить однобоко, без соизмеримого соотношения с другими игроками и секторами рынка. «У нас даже приличное кино не собирает денег, американские блокбастеры тоже валятся в прокате – о чем речь тогда!?» - продолжил свою мысль президент «Кинотавра».

Первым острым моментом (когда в разговор и вмешался Александр Роднянский) стал спор Федора Бондарчука и Олега Березина о необходимости дотаций кинотеатров со стороны государства. Создатель «9 роты» и «Обитаемого острова» возмутился позицией известного киноаналитика, и заявил, что кинотеатры и так укрывают значительную часть кассовых сборов в свою пользу, поэтому давать им еще и государственные деньги было бы сверх всякой нормы! Сергей Сельянов даже озвучил процент такого укрывания – до 80%!

На что Олег Березин справедливо заметил, что раз на лицо такие случаи обмана – преступления уголовного характера, то почему до сих пор не было «ни одного показательного расстрела?». Ведь власть уже на самом высоком уровне взяла кинематограф под бдительное наблюдение. Алла Сурикова, присутствовавшая в зале, выкрикнула «Всех не перестреляешь!», чем вызвала дружный смех всех участников встречи.

В итоге стороны сошлись на том, что кинотеатрам в малых городах необходимо помогать и развивать кинопоказ в населенных пунктах с небольшим количеством жителей в целом, ведь столичные залы, как и экраны в городах-миллионниках, работают с ощутимой прибылью. А из 824 городов России только в 326 есть кинотеатры в принципе. Эдуард Пичугин и Денис Молчанов заметили, что государство уже ощутимо помогает кинотеатрам – отменена тарифная пошлина и НДС на приобретение цифрового оборудования (без которого в ближайшие годы будет невозможно работать, так как совсем скоро почти 90% всех релизов будет демонстрироваться исключительно с «цифры»).

Но не все споры или доклады разрешались и продолжались подобным образом, ведь целью встречи было определение вектора дальнейшего развития российской киноиндустрии, а потому вопросов больше ставили, чем давали на них ответов. Сергей Толстиков начал свое вступление с фразы «Вы думаете, что там, наверху сидят умные люди, которые знают, как и куда нам двигаться дальше? Это заблуждение». Только совместный поиск выхода из кризиса российского кино поможет решить эту проблему. Отрадно осознавать, что за 1,5 года наблюдений за отраслью господин Толстиков ощутил активное участие и «пробуждение» наших кинематографистов, их желание сотрудничать друг с другом и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы. Также необходимо отметить, что и все прочие открытые или более завуалированные вопросы к чиновникам и представителям гос. структур разрешились прямыми и полными ответами. Консенсус взаимного общения был найден.

Сергею Толстикову принадлежит и ключевое высказывание для характеристики всего мероприятия. Рассуждая о «хаотичной, кулуарной» системе господдержки российского кино, он привел в пример Францию, где телевидение является основным источником денег на кинопроизводство (в виде налоговых отчислений). «У нас же в стране благодаря ТВ кино оказалась под плинтусом!» От себя хочется добавить, что «не хоронить российское кино по плинтусом» (и в прокате, и в производстве, и нашем восприятии, оценке, осознании) - вот стратегическая задача и главный вектор развития отрасли на ближайшие годы. Надеюсь, что при этом мы обойдемся без показательных расстрелов и прочих «взаимонепониманий» между всеми без исключения игроками рынка, включая зрителей.

Резолюция конференции «Основные направления стратегии развития киноиндустрии Российской Федерации»
Сочи 6 июня 2011 года

Консолидация киноотрасли – насущная необходимость. Задачу по выработке стратегии и «дорожной карты» ее реализации, стоящую перед нами, невозможно решить без объединения всех заинтересованных сторон. Именно для этого и был организован Форум, в рамках которого мы хотим услышать и учесть мнения всех значимых участников отрасли. Форум должен стать «гласом индустрии», основной платформой для диалога между бизнесом, общественными организациями и государством.
Нашу трибуну мы предоставили, прежде всего, тем, у кого есть продуманные, обоснованные, конкретные предложения, тем, у кого есть опыт успешной реализации проектов в широком спектре направлений киноиндустрии.
Результат работы второй конференции Форума – тезисы для разработки проекта стратегии развития киноотрасли до 2020 года и конкретные рекомендации участникам отрасли.
I. Оргкомитету Всероссийского форума «Кино России 2020»:
1. Сформировать экспертную группу Кинофорума «Кино России 2020» (до 12 экспертов) для выработки рекомендаций органам власти и взаимодействия с ними в процессе подготовки и реализации положений Стратегии «Кино России 2020» в срок до 25 июня.
2. В период июнь-август 2011 года провести круглые столы и стратегические сессии в составе рабочих групп по ключевым отраслевым направлениям.
3. Третью стратегическую конференцию Форума «Кино России 2020» провести в сентябре 2011 года в рамках «Киноэкспо» в Санкт-Петербурге и вынести на обсуждение участников Форума результаты работы стратегических сессий.
4. По результатам проведения стратегических сессий завершить разработку проекта стратегии к 15 декабря 2011 года для представления на рассмотрение в заинтересованные органы власти.
5. Обратиться к профессиональным и общественным объединениям киноотрасли (Союз кинематографистов, Киносоюз, Гильдия продюсеров, Ассоциация продюсеров, Киноальянс), и другим участникам Форума о представлении предложений по основным направлениям Стратегии «Кино России 2020» для рассмотрения на рабочих группах в срок до 25 июня 2011 г.
6. Организовать проведение совместно с ОАО «Совэкспортфильм» и Первым каналом панельную сессию Форума по продвижению российских фильмов на международных рынках и кинофестивалях 26 июня в рамках Московского международного кинофестиваля.
7. Разместить стенограмму второй конференции Форума на веб-сайте www.kino2020.ru в срок до 15 июня 2011 года.
II. Рекомендовать Минкультуры России предусмотреть государственную финансовую поддержку альтернативных форм кинообразования, начиная с 2012 года.
III. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Фондом кино на основе анализа успешных практик в России и за рубежом разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по реализации комплекса мер государственной политики по созданию привлекательных условий для съемок кино- и теле- фильмов на территории Российской Федерации, в том числе финансовых стимулов для продюсеров и института кинокомиссий на национальном и региональном уровнях.
IV. Рекомендовать Минкультуры России совместно с Фондом кино:
1. Провести анализ эффективности государственной поддержки кинематографии и опубликовать на официальных веб-сайтах подробную информацию о результатах поддержки производства и проката национальных фильмов в 2010 году, а также о планируемых мероприятиях по поддержке кинематографии.
2. Предложить меры по совершенствованию механизма принятия решений о предоставлении господдержки производства и проката национальных фильмов.
3. Совместно с НП “Киноальянс”, проектом “Киноклуб” проработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по комплексу мер государственной поддержки кинопоказа национальных фильмов (в том числе по субсидированию использования цифровых кинокопий для показа национальных фильмов); а также по прокату детского и неигрового кино в субъектах РФ.
V. Рекомендовать Фонду кино:
1. Разработать комплекс мер по поддержке проката и продвижения национальных фильмов на отечественном и зарубежных рынках.
2. На основе диалога с ведущими телекомпаниями страны подготовить предложения по их участию в поддержке отечественного кинематографа.
3. Совместно с компаниями – лидерами отечественного кинопроизводства разработать программы сотрудничества с ведущими образовательными организациями кинематографии для повышения эффективности подготовки профессиональных кадров для киноотрасли.
VI. Ассоциации кино- и теле- продюсеров, Гильдии продюсеров, НП «Киноальянс» рекомендовать подготовить обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о реализации положений о выплате авторского вознаграждения композиторам (ст.1263 ч.IV Гражданского кодекса Российской Федерации).
VII. Рекомендовать НП «Киноальянс» совместно с ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации подготовить программу содействия внедрению Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), а также предложения по обеспечению достоверности и совершенствованию формата данных ЕАИС и он-лайн доступ правообладателей к ним.
VIII. Рекомендовать Санкт-Петербургскому государственному университету кино и телевидения (СПбГУКиТ) и Всероссийскому государственному университету кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК) совместно с профессиональными объединениями кино- и телеотрасли создать университетские эндаумент-фонды для повышения эффективности подготовки профильных специалистов.

Источник: proficinema.ru

Темы: