Вы здесь

Эммануэль Фосийон: Главная цель соглашения о копродукции – развитие украинского кино

Эммануэль Фосийон: Главная цель соглашения о копродукции – развитие украинского кино

На Каннском кинофестивале в торжественной обстановке министры культуры Украины и Франции Михаил Кулиняк и Фредерик Миттеран 14 мая подписали двухстороннее соглашение о совместном кинопроизводстве.

Незадолго до этого знаменательного события мы поговорили об основных принципах и преимуществах данного соглашения и о развитии украино-французского сотрудничества в области кино с представителем Французского культурного центра в Украине Эммануэль Фосийон (Emmanuelle Faucilhon).

Как известно, Украина и Франция подписывают двухстороннее соглашение о совместном кинопроизводстве. Эммануэль, расскажите, пожалуйста, в чем суть этого соглашения?

Во Франции действует протекционистская политика в области национального кино: финансирование, производство, кинорынок и т.п. Мы не либерализовали кинопроизводство согласно Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве (Украина уже подписала Конвенцию – ред.). Вот поэтому для копродукции нужно двухстороннее соглашение между Францией и другой страной.

Преимущество соглашения в том, что обе стороны делят все производственные расходы вместе, нет визовых и прочих преград для перемещения съемочной группы через границу. Если французский продюсер подает заявку в CNC (Centre national du cinema - Национальный центр кинематографии Франции) на государственное финансирование фильма, то выделенной субсидией пользуются обе стороны. Во Франции один основной продюсер – это государство. Поэтому CNC – очень мощная организация.

Вот, например: если французский продюсер получает от CNC миллион евро, он должен поделиться финансированием с украинским коллегой. В той же Германии все по-другому: немецкий продюсер не обязан делиться государственными деньгами с зарубежными партнерами согласно Европейской конвенции о копродукции.

Насколько это двухстороннее соглашение полезно для продюсеров?

Соглашение открывает границы. Для того чтобы ввезти фильмокопии, снятые в другой стране, понадобилось бы оплачивать таможенные сборы, а это было бы очень дорого. Продюсеру пришлось бы писать письма с просьбой разрешить ввезти во Францию кинопленки. Но соглашение помогает снять преграды на границе, то же самое касается и съемочной группы.

Получается, что этот договор выгоден больше украинским продюсерам. А чем он может быть выгоден французам?

Я думаю, он выгоден тем, что Украина это новый рынок. У вашей страны есть своя ценность: это территория, локации, талантливые кинематографисты. Французы хотят сотрудничать, потому что они видят, что здесь много талантов. Здесь даже не очень важно, какую долю могут внести украинские продюсеры в кинопроизводство: 50% на 50% или 60% на 40%. В долю можно будет засчитать ваши таланты или локации.

Тогда может получиться такой вариант, когда французский продюсер полностью профинансирует фильм, наймет в Украине съемочную группу, технику, сделает постпродакшн, но снимет при этом французское кино?

Да. Это прекрасно с одной стороны, ведь в Украину придут инвестиции. Но главная цель двухстороннего соглашения между Украиной и Францией – развитие украинского кинематографа и поддержка режиссеров.

Почему Франция заинтересована поддерживать украинское кино?

Потому что здесь есть новые таланты, новые идеи, а это всегда хорошо. Если будет снят великолепный фильм, то это означает – участие в кинофестивалях, это новый стандарт качества, новое ощущение кино. Вот, например, Румыния. Французы очень рады, что они причастны к появлению новой волны румынского кино.

То есть, французы верят в потенциал украинского кинематографа?

Да, именно так. В Украине давние традиции кинематографа. Из современных мэтров взять, например, Киру Муратову или Романа Балаяна. Но и у молодых кинематографистов есть свой потенциал. Они сейчас учатся, практикуются, снимают рекламу. Правда, есть один большой пробел – это отсутствие идей, хороших сценариев. При этом молодым режиссерам надо предоставить возможность для самовыражения в киношколах и на различных тренингах.

Известно, что Французский культурный центр сотрудничает с компанией «Кинотур», которая занимается постпродакшном. В чем заключается ваше сотрудничество?

Мы начали сотрудничество с проекта «Романтика по-русски». Сценарий хороший. Режиссер будет из Франции. Возможно, мне удастся заинтересовать фильмом французских продюсеров на Каннском фестивале. Французский культурный центр в данном случае выступает только в роли посредника между французскими и украинскими кинематографистами. Кстати, в «Кинотуре» работает французский колорист Лоран Жанто (Laurent Gentot), у него есть свои связи во Франции. Проект может быть также интересен телеканалам Arte и Canal +.

Фильм будет о любви, тема всегда популярная и не имеет границ. Так как интересы украинской и французской аудиторий часто не совпадают, важно найти общую тему для фильма. Поэтому этот проект имеет большой потенциал для копродукции между Украиной и Францией.

Смысл копродукции ведь не только в самом финансировании, а и в обмене идеями, построении моста между культурами двух стран. Когда будут появляться фильмы, которые объединят украинцев и французов, это станет залогом для долгосрочных отношений и культурного обмена.

С чего началось сотрудничество с «Кинотуром»?

«Кинотур» - это очень современная студия постпродакшна, которая может заинтересовать французских продюсеров. Мы начали с того, что решили показать студию руководству CNC. Я также предлагала продюсерам и кинорежиссерам посетить компанию. Благодаря тому, что в «Кинотуре» работает Лоран Жанто, французы чувствуют себя здесь как дома. Главное, что французские партнеры увидели своими глазами, что Украина может предоставить в рамках будущего соглашения о совместном кинопроизводстве.

Как Вы оцениваете профессиональный уровень компании?

Очень высоко. Будет хорошо, если постпродакшн французских проектов будет проходить здесь. На Каннском кинофестивале я буду приглашать французских продюсеров посетить Украину. Здесь уже можно заказывать постпродакшн, в отличие от проведения самих съемок. Снимать в вашей стране еще очень сложно для иностранцев.

В Грузии, например, создали специальное агентство, которое помогает организовать съемочный процесс для международных проектов. К сожалению, в Украине нет такой организации.

Что Украина должна сделать, чтобы стать интересной для международного киносообщества?

Во-первых, продвигать украинских кинематографистов, создавать интересные проекты, дать возможность молодым режиссерам снимать фильмы. Во-вторых, приглашать в Украину для съемок зарубежных киноспециалистов, проводить кинофестивали и тренинги.

Источник: producer.com.ua