Вы здесь
Нынешний год стал худшим для российского кино за последние пять лет
Movie Research рассказала об итогах исследования отечественного кинорынка, а также поделилась своими прогнозами на 2015 год.
Предварительные итоги года, подведенные компанией Movie Research, свидетельствуют о том, что российское кино в 2010 г. потеряло зрителя не столько из-за отсутствия хороших премьер, сколько из-за их неверного позиционирования. В следующую пятилетку при самом оптимистичном сценарии отечественное кино сможет достичь лишь уровня 2006 г. по кассовым сборам.
Cколько заработали отечественные кинематоргафисты
Этот год, по данным исследования Movie Research, оказался самым провальным для отечественного кинорынка за последнюю пятилетку. В 2006 г. прогнозировалось, что кассовые сборы к концу 2010-го составят $1 млрд, а на наши фильмы придется не менее 35% проката. С первой цифрой аналитики не ошиблись: 2010 г., похоже, даже превысит миллиардную планку. Однако надежды относительно доли в прокате, увы, не сбылись. По итогам года отечественные фильмы соберут не более 17% общей кассы, подсчитали в Movie Research. Это хуже, чем в прошлом году, когда российские фильмы собрали $190 млн, обеспечив 26% бокс-офиса. Уровень посещений при этом сократился на 3–4 млн человек по сравнению с прошлым годом, составив 25–26 млн. Если в 2009 г. убытков избежали восемь российских картин, то в уходящем — всего три: «Наша Russia. Яйца судьбы», «О чем говорят мужчины» и «Любовь в большом городе-2».
Что предпочитает аудитория
Опросы, проведенные аналитиками, доказывают высокий уровень лояльности аудитории по отношению к отечественному кино: 24% так или иначе предпочитают смотреть русские фильмы, еще 46% заявили, что им все равно, в какой стране произведена картина. Российские режиссеры продолжают снимать фильмы, получающие высокие оценки за рубежом, — к примеру, «Овсянки» получили приз 67-го Венецианского фестиваля.
И все же на маркетинговом поле почти все наши работы проигрывают Западу, считают аналитики. Аудитория кинотеатров, согласно статистике, последние три года не взрослеет, ей в среднем 25 лет. Тем временем всего 3% респондентов этой возрастной группы смотрят преимущественно российское кино. В 2010 г. показать молодежи было фактически нечего. Привлечь старшую аудиторию в кинотеатры тоже не удалось. Придя на «Утомленные солнцем-2», зрители за 30 увидели не психологическую драму, на которую рассчитывали, а современный блокбастер. В итоге многие многие проигнорировали фильм «Край», который как раз должен был, по мнению маркетологов из Movie Research, понравиться старшему поколению.
Каков прогноз
В последующие пять лет аналитики не предвещают восстановления рынка. К 2015 г. количество отечественных релизов, скорее всего, не вырастет, их доля в бокс-офисе едва достигнет 20%.11 млрд руб. из 54 млрд руб. Впрочем, аналитики уверены, что показатель можно вернуть на уровень 2006 г., если государство, продолжая поддерживать кинопроизводителей материально, уделит внимание вопросам авторского права, а продюсеры станут более чутко реагировать на предпочтения аудитории.
—
Объем рынка кинопроката в России к 2015 году увеличится на 68% — с 32,1 млрд до 54 млрд руб., подсчитала компания Movie Research. При этом доля российского кино, несмотря на рост производственных бюджетов, достигнет лишь 11 млрд руб., что составляет 20,4% от общих сборов.
Исследовательская компания Movie Research подготовила прогноз развития российской киноотрасли до 2015 года. В основу прогноза положены существующие данные о состоянии киноотрасли за последние восемь лет и возможные сценарии ее развития, пояснили в компании.
По оценкам Movie Research, кассовые сборы российского кинопроката увеличатся к 2015 году на 68,2% — до 54 млрд руб. В этом календарном году, по оценкам компании, они достигнут 32,1 млрд руб. При этом доля российских фильмов в прокате увеличится незначительно. Если в 2010 году она составит примерно 5,6 млрд руб. (17,4%), то в 2015-м увеличится до 11 млрд руб. (20,4%). Ежегодный совокупный производственный бюджет российского кино к 2015 году должен вырасти на 36,9% — до 8,9 млрд руб., правда этот рост будет в большей степени обусловлен инфляционной составляющей. При этом уровень господдержки в бюджетах значительно сократится — по прогнозу Movie Research, в 2015 году она составит лишь 2,9 млрд руб. вместо нынешних 4,8 млрд.
Movie Research исходит из того, что в течение пяти лет общее количество кинозалов в стране увеличится с 2,4 тыс. до 3,05 тыс. Но если государство не ограничится поддержкой кинопроизводителей, а подключится к решению проблем проката, видеопиратства и прозрачности отрасли, объемы рынка могут значительно увеличиться, считают в компании. Так, увеличение количества кинозалов до 5,45 тыс. в 2015 году обеспечит общие сборы около 75,3 млрд руб. (прирост на 134,6% к 2010 году), а сборы российского кино — на уровне 18,8 млрд руб. (прирост на 235,7%; примерно 25% общих сборов). Таким образом, даже увеличение числа кинозалов не гарантирует повышения доли российского кино на рынке. Средняя касса российских фильмов постепенно падает: если в 2005–2008 годах отечественный фильм в среднем собирал больше денег, чем зарубежный, то уже в 2009-м ситуация изменилась в пользу иностранных релизов.
Ранее Минэкономразвития и консалтинговая компания McKinsey пришли к выводу, что если государство в течение пяти лет выделит отечественному кинематографу $400–450 млн и создаст условия для его развития, то в 2013 году кинопроизводство в России перестанет быть убыточным, а в 2015 году продюсерам вовсе не потребуется господдержка (см. “Ъ” от 4 мая). По итогам 2010 года суммарный убыток отрасли составит $56 млн, говорится в их презентации «Перспективы развития кинопроизводства в РФ».
—
Источник: marker.ru, kommersant.ru