Вы здесь
Карловы Вары. Братья по глобусу
45-й фестиваль в Карловых Варах завершился победой испанского фильма «Москитная сетка» режиссера Агусти Вилы: ему присужден главный приз «Хрустальный глобус». Российская конкурсная картина «Другое небо» Дмитрия Мамулии отмечена специальным упоминанием большого жюри и призом экуменического жюри. Никита Михалков награжден за вклад в кинематограф. Из Карловых Вар — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Никита Михалков предстал на карловарской сцене сразу в двух ролях. Во-первых, как «легендарный режиссер» (так его назвал иранский коллега Фардин Сахеб Замани), получивший из рук президента фестиваля Иржи Бартошки специальный «Хрустальный глобус» — не только за режиссерский, но и за актерский вклад. «Глобусов» вынесли не один, а два, но второй — Никита Михалков, не сходя со сцены, вручил испанцам, создателям «Москитной сетки».
Главный вердикт жюри было трудно оспорить: «Москитная сетка» — действительно одна из самых выразительных картин конкурса. Неспроста Джеральдина Чаплин, играющая в ней жертву Альцгеймера, сказала, что это один из трех лучших сценариев, которые попадали ей в руки за всю жизнь,— даром что заслуженной артистке досталась роль без слов.
Вероятно, абсурдистская атмосфера этой «истории дисфункциональной семьи» напомнила ей ранние сюрреалистические фильмы Карлоса Сауры, в которых она когда-то прославилась. На афише «Москитной сетки» изображены главные герои на фоне целого зоопарка: тут и собаки, и кошки, и птицы. Есть в фильме и кабан, которого едущие в машине любовники сбивают на дороге, а чтобы облегчить его страдания, переезжают еще дважды. Многое здесь происходит из лучших гуманистических побуждений, но по закону подлости оборачивается жестокостью, распадом, бредом. Глава семейства и его супруга попадают в сети нелепых любовных связей, их юный сын, покупая для умирающих животных обезболивающие лекарства, сам кончает наркоманией, а его дед и бабка (та самая Джеральдина Чаплин) безуспешно пытаются отравиться газом. При этом все убеждены, что опасаться в жизни следует главным образом комаров.
Испанская сатира на слишком изнеженное и чувствительное общество уступает место польской истерике по поводу распада другой семьи, где все кончается трагически: двое братьев-подростков убивают свою мать. Вернее, не кончается, а начинается: фильм «Кошачья мать Тереза» Павла Салы построен с конца, с ареста братьев и пытается проследить истоки реального преступления, потрясшего Польшу. Но кроме того, что отец травмирован войной в Ираке, а мать помешана на патронаже бездомных кошек, мы мало что узнаем о природе прорастающего, как опухоль, зла.
Тем не менее жюри отметило призами актеров Матеуша Костюкевича и Филипа Гарбача. А лучшей актрисой назвали столь же юную француженку Анаис Демостье — героиню фильма «Сладкое зло» Оливье Куссемака: в нем показано, что иногда опасно пригревать не только бездомных животных, но и бездомных девушек.
Как обычно, за пределами наградного списка остались некоторые достойные внимания картины. Самой справедливой можно считать премию программы «К востоку от запада», которая досталась великолепной «Авроре» румына Кристи Пую. А самым нелепым решением следует признать приз за режиссуру, присужденный хорвату Райко Грличу за фильм «Только между нами»,— трагикомедию нравов совсем не высшего пилотажа. Она примечательна главным образом подвигом Мики Манойловича, который в своем почтенном возрасте ухитряется совершить множество эротических эскапад.
Спецпризом жюри награжден чех Ян Сверак за изобретательный фильм «Куки» (см. «Ъ» от 5 июля), а специального упоминания, сопровождаемого фигуркой «Глобуса», удостоен Дмитрий Мамулия за «Другое небо» (см. «Ъ» от 8 июля). Ему же досталась награда экуменического жюри «за фильм, который провоцирует зрителя по-новому увидеть мир, в котором мы живем». Всего в разных программах фестиваля участвовало шесть российских картин.
Карловы Вары знамениты в фестивальном мире качеством и остроумием трейлеров, которые крутят перед каждым сеансом. Их герои — обладатели «Хрустальных глобусов» за совокупный вклад. С тонкой, а иногда и язвительной иронией (и в адрес лауреатов, и в адрес фестиваля, что было бы совершенно немыслимо, скажем, в Канне) показано, какое употребление находят в разных концах света хрустальные карловарские статуэтки. Так, Милош Форман использует ее, чтобы измельчать в порошок таблетки. Иржи Менцель, другой классик чешской «новой волны», приспособил приз как волшебное зеркальце, с помощью которого можно подглядывать за молодыми красотками. Харви Кейтелю «Глобус» уронили на ногу, и он, сидя в гипсе, оттягивается в баре. А Джон Малкович разражается матерной тирадой, когда индус-водитель спрашивает его, что за приз он везет в большой коробке. По словам актера, приз за вклад означает, что вы вышли в тираж: «Your career is fucking over». Возможно, в следующем году в Карловых Варах представят и ролик про Никиту Михалкова, например, рассекающего Ленинградку в машине с крутящимся «Хрустальным глобусом» вместо мигалки.
—
Источник: Коммерсант.ru