Вы здесь
Практическая конференция «Возрождение украинского кинематографа» c Андреем Василенко
29 июля в Киеве, на арт-теплоходе «Яков Задорожный» состоялась Практическая конференция «ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА».
С докладом «Как обеспечить высокий уровень производимой кинопродукции, ее успех на внутреннем и внешних рынках, и достойную конкурентоспособность», от компании ComTel в конференции принял участие Андрей Василенко.
Андрей Василенко - режиссер, ведущий специалист в области цифрового кинематографа и технологий высокой четкости в России и странах СНГ. Ниже – мнение Андрея о прошедшем мероприятии и о современном состоянии отечественной киноиндустрии.
—
Национальный кинематограф — важнейшая сторона жизни, позиционирования и развития не только общества, но и всего государства.
Горьким, но очевидным является факт, что все страны СНГ после развала Советского Союза утратили собственные кинематографические производства, поэтому вопросы возрождения национального кинематографа в настоящий момент — век информационной глобализации, активного развития медиаиндустрии и высокой конкуренции на кинорынке — наиболее остры и актуальны.
Естественно, для развитого в советское время украинского кинематографа эти вопросы приобретают еще большее значение.
К сожалению, «руины» современной национальной киноиндустрии, куда стоит отнести не только само производство, но рынки сбыта, повергают в глубокую депрессию основную часть серьезных специалистов отрасли, лишают сил и оптимизма для эффективной деятельности, ибо видимое «отсутствие света в конце тоннеля» позволяет лишь безуспешно топтаться на одном месте или же покидать профессию. Периодические призывы в стилистке «все буде добре, бо ми маємо нові знання» и единичные успешные проекты могли внушить лишь кратковременный оптимизм, но никак не спровоцировать реальный подъем производства, ибо являлись исключением из правил, везением, чудом.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: вроде бы и технологии имеются, и специалисты, готовые работать и обучаться, и необходимая техника, и доступ к передовому общемировому опыту, и даже бюджеты, а индустрия продолжает валяться в руинах.
Именно данные факторы и заставили меня принять участие в практической конференции «Возрождение украинского кинематографа».
Готовясь к мероприятию, я прекрасно отдавал себе отчет, что подобные мероприятия всегда очень сложны и вызывают массу дискуссий, однако без открытого диалога, диалога, способного привлечь дополнительное внимание к проблеме, не будет движения вперед. Как говорится, «под лежачий камень вода не течет».
Тема, выбранная мной для доклада, звучала так: «как обеспечить высокий качественный уровень производимой кинопродукции, ее успех на внутренних и внешних рынках, а также достойную конкурентоспособность».
Даже для меня, имеющего приличный опыт в развитии различных кинематографических направлений и международных медиапроектов, подготовка материала доклада была непростой.
Учитывая малый регламент для каждого выступления, я поставил несколько основных задач: отразить схему функционирования современного кинематографического, определить и структурировать факты, приведшие к упадку в украинском кино, отразить требования, предъявляемые к современному экранному продукту, и перечислить пути и средства, посредством которых можно преодолеть имеющиеся проблемы.
Иными словами, нарисовать четкую картину происходящего, собрав воедино все элементы «паззла», и более чем неоднозначного состояния отрасли публике. Естественно, через призму современного мирового производства массовой экранной продукции.
Заставить публику задуматься и предложить возможные решения-рекомендации, в которых каждый реально думающий и желающий развиваться работник киноиндустрии, исходя из специфики собственных задач и возможностей, сможет отыскать что-то полезное.
Не вижу смысла в детальном описании прошедшей конференции, предоставив формировать описательную часть мероприятия профессиональным журналистам: важен тот факт, что конференция состоялась, прошла в рамках запланированной программы и результатами мероприятия лично я остался доволен.
Постараюсь лучше сосредоточиться на некоторых вопросах, касающихся непосредственно развития национального украинского кинематографа, а также комментариях отдельных тем, так или иначе озвученных на конференции.
Во-первых, нужно понять, что же такое «национальный кинематограф». Неверное толкование данного термина в сторону национальной культуры вводит в заблуждение огромное количество специалистов и автоматически останавливает развитие кинематографа, поэтому отдельная часть доклада была посвящена именно определению национального украинского кинематографа.
Во-вторых, сильно огорчает, что специалисты до сих пор не воспринимают кино как бизнес, продолжают разделять творческую и коммерческую составляющую, воспринимая каждую из частей антагонистом другой.
К сожалению, любая работа, как творческая, так и техническая, в капиталистическом обществе направлена на привлечение прибыли, что абсолютно нормально. Творчество и коммерция могут благополучно уживаться и даже работать на пользу друг другу, что доказано общемировой практикой. Также не могу не процитировать слова А.С. Пушкина, написанные почти два века назад и не утратившие своей актуальности даже для обсуждаемой сегодня темы: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…». Прекрасно сказано. Емко, точно и лаконично.
Причины разделения творчества и коммерции произрастают из советской киношколы, когда главным заказчиком являлось государство, поэтому нормальный диалог между авторами фильма и зрителями отсутствовал: автор «творил» и выбрасывал «результат» в массы. Уже тогда кинематографисты учили «пипл хавать». И научили. Теперь «пипл хавает» более зрелищную западную продукцию.
В-третьих, уже упомянутая советская школа не подразумевала профессии продюсера, поэтому коммерческое производство в стране зарождалось при поддержке продюсеров, не имеющих необходимой квалификации, поэтому не определялись и не просчитывались каналы дистрибуции, актуальность и оправданность выпускаемого продукта. Справедливости ради нужно отметить, что украинские продюсеры учились быстро, однако полученных знаний все равно оказывалось недостаточно для производства и вывода кинопродукта на широкий массовый рынок, включая международный.
В-четвертых, деградация творческих профессий, усилившаяся после появления цифровых технологий высокой четкости. Кажущееся на первый взгляд «панацеей от всех бед», цифровое производство принесло с собой изменение палитры изобразительно-выразительных средств и потребовало еще большей внимательности как на этапе подготовки, так и на этапе производства. Для всех категорий «творцов» жизненно важным оказалось наличие базовых знаний технологии, что опять же привело к проблеме «подмены» кадров, когда технические специалисты стали выполнять работу специалистов творческих. В итоге рухнула и режиссура, и драматургия, и операторская работа. Отсутствие понимания нюансов экранной выразительности, бездумная подмена и копирование элементов из западных фильмов не менее отрицательно сказывались на украинском кино.
В-пятых, отсутствие необходимых технических знаний для определения минимальной технической базы. А данный фактор наиболее актуален для возрождения кинематографа. Огромную роль в возрождении украинского кинематографа будут играть именно компании, занимающиеся продажами и инсталляцией оборудования. Многие специалисты пренебрегают обращением в данные компании, предпочитая самостоятельно формировать минимальный парк технических средств, что в большинстве случаев приводит к ошибкам, в результате которых купленное оборудование не используется ввиду несовместимости и пылится, в лучшей ситуации, на складе.
В-шестых, необходимость изучать новые технологии, творческие и производственные методики. Существует категория «всезнающих» специалистов, нежелающих учиться или же пополнять знания: они все знают, все умеют; но, к сожалению, в большинстве случаев именно такие «всезнайки» и допускают неимоверное количество ошибок в работе. Проблема профессиональных «понтов», практически отсутствующая на Западе, в нашем обществе еще продолжает существовать в довольно активной фазе.
В-седьмых, немаловажна и система гонораров и авторских отчислений, которую нужно менять.
Вообще описывать ситуацию, перечисляя причины, можно долго, а возможные решения — еще дольше. Это заслуживает отдельной развернутой статьи, и уж точно не может уложиться в рамки данного материала.
Основная проблема одна: нужно менять образ мышления. Менять в сторону производства качественного, «работающего» коммерческого кино, где будут отсутствовать конфликты между творчеством и бизнесом.
Как писал Булгаков: «разруха не в клозетах, а в головах». Проецируя данные слова на современный национальный кинематограф, можно убедиться в их правдивости.
Нравится кому-то, или не нравится, но нужно действовать, ибо, как известно, «под лежачий камень вода не течет», и дабы не быть окончательно съеденными западным кинематографом, необходимо анализировать ошибки, делать выводы и начинать работать, чтобы прогрессировать в лучшую сторону.
Я доволен, что большинство молодых украинских кинематографистов это понимают и готовы слушать, учиться и работать. Конференция это доказала.
В заключение хочу выразить благодарность моим украинским партнерам — компании ComTel — за активную разностороннюю поддержку и создание необходимых условий для участия в данной конференции, несмотря на мой напряженный рабочий график.
—
Андрей Василенко, эксперт D.C.I. USA, режиссер B.S.S. ART USA, руководитель творческого объединения AVFILM C.A
Источник: comtel.ua
P.S. 2-я Практическая конференция «Возрождение украинского кинематографа» пройдет 7-8 сентября в Киеве, в Доме Кино, ул. Саксаганского 6