Вы здесь

Клинт Иствуд. Хороший, плохой, злой

Клинт Иствуд. Хороший, плохой, злой

Ему 75. Возраст серьезный. Вечный голливудец, вечный ковбой, вечный сердцеед (и что только женщины находят в этом истукане?), вечный победитель Клинт Иствуд преподнес себе к юбилею подарок — Оскар за лучшую режиссуру и лучший фильм. Малышка на миллион, принесшая Иствуду звание самого старого обладателя Оскара, — последняя на сегодняшний день победа ковбоя.

Он не любит говорить. Вообще. И если получается вытянуть из Иствуда слово, то это слово будет касаться кино. И он никогда не скажет лишнего, не выставит напоказ свои эмоции. Вытянуть из мрачного молчуна пару слов о личной жизни - настоящая журналистская удача.

- Каковы были ощущения, когда вы получили второй Оскар?

- Все лучшее - во второй раз. Я помню, в 1972 году организаторы Оскара попросили меня объявить со сцены победителя в номинации лучший фильм. Это было, когда у Чарлтона Хестона спустило колесо, и меня уговорили вместо него прочитать что-нибудь из Моисея. Тогда все прошло чудовищно. Я поклялся, что больше никогда не поднимусь на эту сцену. Но прошло время, и мне пришлось подняться уже за собственным Оскаром - в 1993-м. И даже вернуться - в нынешнем году. И, знаете, несмотря на прошлые клятвы, я счастлив. Так что, если хотите пережить всю полноту ощущений, пробуйте все по второму разу.

- Вы многих удивили, когда появились на экране в собственном фильме…

- Для меня исполнитель роли Фрэнки был очевиден - мы с ним одного возраста, я немного разбираюсь в боксе, знаю тему. Хотя я был готов как актер выйти на пенсию уже давно, но после фильма Таинственная река, увидев, как играют молодые, я не смог удержаться. Это было так заразительно, что я ринулся в бой, хотя и считаю себя актером-пенсионером.

- Как бы вы описали ваш стиль работы на площадке?

- Когда я режиссирую, то на площадке обсуждаются только технические детали предстоящей сцены. Я разрешаю актерам действовать на их собственное усмотрение. Стараюсь, чтобы возникла атмосфера, в которой актеры смогли бы проявить свои самые потаенные таланты, чтобы они доверились своим инстинктам.

- Каково вам было работать с Морганом Фрименом и Хилари Суонк?

- Я никогда раньше не работал с Хилари, но всегда думал, что она потрясающая актриса. А с Морганом мы уже встречались - на Непрощенном. В своем роде они лучшие из лучших, и сам процесс работы с ними наполняет тебя совершенно райскими ощущениями. Ты можешь включить камеру во время репетиции, и все пройдет отлично. Потому что они всегда готовы. Думаю, это даже не вопрос профессионализма, а родства наших душ.

- Перед Оскаром все судачили о вашем соперничестве с Мартином Скорцезе...

- Меня очень расстроил тот факт, что наши фильмы стали соперниками. Я очень уважаю Марти и все его фильмы, включая Авиатора.

- Как вы режиссируете самого себя?

- Никто никогда не видел, как я играю. Я такой, какой я есть. Я следую за своими чувствами вот уже больше полувека и все еще не сошел с дистанции.

- На что похож ваш обычный съемочный день?

- Я давно работаю с одной командой. Настолько давно, что им нужно очень немного времени адаптироваться под меня. Я всегда делаю первый дубль тщательно, а потом все идет само собой. И даже если потом нам приходится репетировать еще и еще, я, как правило, все равно беру первый дубль - диалоги всегда лучше звучат, когда произнесены в первый раз.

- Как вам удалось столько лет продержаться в кинобизнесе и все еще любить кино?

- Для меня съемки каждого нового фильма - способ узнать что-то новое. И мои знания от картины к картине растут. Кроме того, каждая новая роль - преодоление препятствий. В Малышке на миллион мне пришлось сыграть очень разностороннего человека.

- Что вы думаете о современном Голливуде?

- Я делаю фильмы для взрослых и не работаю для молодежной аудитории, поэтому о Голливуде не могу рассказать многое. Я вырос в те времена, когда в кинотеатрах показывали самые разные фильмы, и я сам стараюсь делать ленты, не похожие на прежние мои работы. Но сейчас мне пришлось повториться, снять сиквел, и мне не хотелось бы делать это еще раз. Я не думаю, что до сих пор остался бы в кино, если бы снимал сиквелы. Представьте себе - Грязный Гарри-10! (Иствуд готовится к съемкам второй части Грязного Гарри, его премьера назначена на 2006 год.)

- То есть вы хотите сказать, что ваши фильмы меняются вместе с вами?

- Я думаю, мои фильмы становятся более камерными, интимными - персонажи, то, как они меняются под давлением обстоятельств, трудности, которые они преодолевают. Когда я делал Непрощенного в 1992-м, я думал, что это будет последний великий вестерн. Потому что весь фильм все подвиги героев Дикого Запада принижаются.

- В ваших фильмах есть какая-то общая тема?

- Все они о мечтателях, о людях, которые живут в придуманном мире. О тех, кто слушает свои инстинкты. Но все они таковы, что живут на периферии общества. На обочине. И даже если вы отправитесь на их поиски, вы вряд ли их найдете.

- Вы уже решили, о чем будет следующий фильм?

- Да, мы со Стивеном Спилбергом собираемся снимать историю о солдатах под названием Знамена наших отцов. Я всегда ищу хорошие истории и рад, что мы нашли подходящую. И вообще, я считаю, что большая удача не только снимать интересную историю, но и играть в ней - ты изучаешь много разных материалов, чтобы уловить дух времени, соответствовать моменту.

- Вам скоро 75 - вы подводите какие-то итоги?

- Если говорить о каких-то общих вещах, то к этому возрасту уже приобретаешь серьезный a жизненный опыт, обладаешь огромным количеством информации - и в какой-то момент начинаешь ее терять! Всему свое время. А я был очень медленным учеником. В том, что давно уже разменял седьмой десяток, есть одно огромное преимущество - в какой-то момент ты понимаешь, что никто тебе уже ничего не сделает, и посылаешь их всех к черту.

- Сожалеете о чем-то?

- Каждый о чем-то жалеет, но жить одними сожалениями невозможно. Мы всегда думаем: и почему тогда у нас не было сегодняшнего ума. Конечно, есть фильмы, которые прошли мимо меня, и есть фильмы, которые мне стоило бы пропустить. Но все еще остается масса вещей, которые в моей жизни были, и я рад, что это именно так.

- А если говорить о более личных вещах?

- Когда я начинал, я только и делал, что работал, - все пятидесятые и шестидесятые - как одержимый! Но сейчас это прошло. Лучшие свои годы я отдал той одержимости, и у меня оставалось очень мало времени для семьи. Дина, моя жена, меня очень поддерживает, она прекрасно понимает, что работа - огромная часть моей жизни. Семья и отношения внутри семьи - важнейшая часть жизни.

- Каково чувствовать себя отцом семерых детей от сорока до восьми лет?

- Я любил шутить, что, пока мои дети не родят мне внуков, у меня будут собственные. Это потрясающее чувство - стать отцом снова в моем возрасте. Я думаю, что я счастливчик. И мне кажется очень несправедливым, что мужчина в моем возрасте может иметь детей, а женщина - нет.

Только факты

Сам

- Клинт Иствуд родился 31 мая 1930 года в Сан-Франциско в семье рабочего.

- Участвовал в войне с Северной Кореей в качестве рядового вооруженных сил США.

- Образование получил в Оклендской технической школе, потом учился в городском колледже Лос-Анджелеса по специальности бизнес, получив стипендию после службы в армии.

- В его жилах течет немецкая, шотландская, ирландская и английская кровь. Свою первую роль Иствуд получил потому, что, по мнению режиссера, был похож на ковбоя.

- Иствуд любит повторять фразу: Мой учитель по драматическому искусству всегда говорил, что не нужно ничего делать. Он советовал брать пример с Гари Купера, который не боялся стоять столбом на съемочной площадке.

- Получив Оскар за Малышку на миллион в 74 года, Иствуд стал самым старым обладателем награды Американской киноакадемии.

Жены

- Своей первой жене Мэгги Джонсон, свадьба с которой состоялась в 1953 году, он не позволял иметь детей (хотя в 1964-м у него родилась дочь Кимбер от другой женщины). Лишь после почти пятнадцати лет совместной жизни у них появился сын, Кайл Иствуд. В 1972 году Мэгги родила Иствуду дочь Алисон. В этом же году Иствуд с ней развелся.

- Нынешняя жена Клинта Иствуда, Дина Руиз, на которой он женился в 1996 году, - бывшая телевизионная журналистка, работавшая на кабельном телевидении. В декабре 1996-го она родила своего первого, а Клинту - седьмого ребенка, Морган Иствуд. Дина моложе Клинта на 35 лет.

Кино

- Первой его заметной работой стала роль в телесериале Сыромятная кожа. Затем Иствуд снялся в Европе у Серджо Леоне в спагетти-вестернах, которые прославили обоих: За пригоршню долларов, На несколько долларов больше, Хороший, плохой, злой.

- Режиссерский дебют Клинта Иствуда состоялся в 1971 году - он снял фильм Сыграй мне туманно.

- Лучший фильм Иствуда-режиссера - Птица (1988) - история жизни легендарного афро-американского саксофониста Чарли Паркера.

- На съемочной площадке вместо обычных мотор и снято Иствуд кричит о’кей.

Во время съемок Иствуд всегда настаивает на том, чтобы на лицах актеров было как можно меньше грима, а из многочисленных дублей в фильм вставляет обычно первый. Поэтому Иствуд всегда вписывается в положенный бюджет, а иногда даже не использует его до конца.

Источник: Московский комсомолец, 2005