Вы здесь

Быть и снимать. Интервью с молодым белорусским режиссером Максимом Субботиным

Быть и снимать. Интервью с молодым белорусским режиссером Максимом Субботиным

Будущее национальной киноиндустрии каждому видится по-своему: власть имущие строят планы, а режиссеры, которых готовили для художественного кино, либо уезжают за рубеж, либо вынуждены выживать дома за счет съемок рекламы и клипов.

При этом некоторые из них уже обзавелись солидным портфолио. Например, представитель молодой волны белорусской режиссуры Максим СУББОТИН. Постановщик сериалов «Короли игры» (кинокомпания Amedia, Москва) и «Чемпион» (кинокомпания RWS, Москва), серебряный призер международного кинофорума «Золотой витязь» (Россия) за кинофильм «О пропавших без вести», участник совета молодых режиссеров при Союзе кинематографистов РФ и молодежной секции Talent campus на 54-м Берлинском международном кинофестивале, практикант Кшиштофа Занусси. Корреспонденту «БР» Максим рассказал о своем видении анатомии отечественного кино, о талантах-эмигрантах и о многом другом.

- Появилась информация о планах создания государственного продюсерского центра кино и фонда поддержки кино в Беларуси…

- Да, эта инициатива министра культуры вызвала широкий и позитивный резонанс в кинематографических кругах. Надеюсь, будет сделан шаг к цивилизованному рыночному подходу в финансировании кинопроектов. Весь вопрос в том, чьему мнению доверится государство. Слышал о некоторых российских продюсерах, которые имеют виды на этот департамент, и о некоторых наших. Обнадеживает одно: система планируется прозрачной и общедоступной.

- А что вы думаете о возможности привлечения в белорусское кинопроизводство зарубежных партнеров, частных инвесторов, о введении налоговых льгот?

- На месте студий я бы гарантировал 50% бюджета, в случае если остальные 50% вкладывает инвестор, проявивший интерес к любому из студийных проектов. Так делает весь цивилизованный киномир с целью снижения рисков.

Что касается налоговых льгот, я предоставлял бы их только проектам, имеющим статус национального фильма. Сериалы и телефильмы пусть оплачивают рекламодатели.

Всемирно известный кинопродюсер Роджер Корманн когда-то сказал: «Если фильм стоит миллион долларов и у него есть начало, середина и конец, то он не может не окупить себя». У нас же художественные картины с примерно такими бюджетами все до одной оказались за гранью рентабельности. Проблемы три: сценарий, маркетинг и государственные деньги, которые до сих пор не нужно было возвращать.

Очевидно одно: коммерческий фильм должен быть таким, чтобы его с одинаковым интересом могли посмотреть как минимум граждане всего постсоветского пространства.

- На чем, по вашему мнению, эффективнее сфокусироваться отечественному кинопроизводству?

- Я считаю, что в масштабах государства возможная прибыль от продажи сериалов - капля в море. Кино - элитарное, имиджевое искусство с точки зрения государства как продюсера. На сериалах студия может зарабатывать на закупку новой техники и достойную оплату труда своих сотрудников. Этой продукцией должна заниматься определенная группа специалистов в отдельно созданном объединении. Формировать же лицо национального кинематографа и закрывать планы по производству кинокартин сериалы не должны ни в коем случае. Тем более за счет государства. Производить нужно фестивальное, экспериментальное, музыкальное, но не банальное.

- Редкий самородок «выстреливает» в Беларуси, чаще амбициозные таланты едут «расправлять крылья» за рубеж…

- Это так: все уезжают туда, где есть работа, где труд оплачивается на порядок выше. И пока в Беларуси «запуск» одного режиссера в силу ограниченных бюджетов будет исключать раскрутку другого, наши творческие люди будут уезжать, а в основном - спиваться и деградировать.

Молодым талантам нужно как можно скорее снимать свои дебюты и отправляться на фестивали. Нет средств? Но бюджета одной полнометражной картины хватило бы на 10 короткометражных дебютов. Право на такой дебют я бы прописал отдельной статьей в бюджете киноотрасли, дав возможность молодым дипломированным режиссерам продемонстрировать свои способности, минуя любые художественные советы.

- Однако вы остались дома. Теперь с вами рядом - ваш младший брат. Почему не уехали?

- Мы действительно сейчас работаем дома, но сами на себя. «Беларусьфильм» пока не сделал ничего, чтобы хоть как-то мотивировать нас к сотрудничеству. Положение вещей таково, что студии выгоднее, чтобы я арендовал у нее офис, потом - всю технику, павильоны, услуги и т. д. Хорошо, я сделаю это и сниму кино, но за деньги иностранного продюсера. Только не надо потом называть фильм белорусским. На таких условиях вернуть сюда специалистов нереально.

- Как сказывается на работе то, что вашим партнером выступает родной брат?

- Здесь, наверное, важнее другое: мы единомышленники. Кроме того, Антон получил отличное образование (по специальности он кинооператор, в этом году окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, а ранее - Московскую международную киношколу).

Дипломный фильм Антона попал в отбор молодежной секции «Берлинале», где мы обменялись опытом с коллегами со всего мира, поняли, чего стоим сами и провели весьма продуктивные встречи и переговоры относительно наших будущих проектов.

- Что сегодня готовы предложить братья Субботины?

- Сотрудничество с «Беларусьфильмом» я начал с того, что принес на студию несколько заявок с описанием идеи, жанра, фабулы, характеров. Предложил себя и брата в качестве творческих гарантов - что может быть лучше? Но…

На коммерческих студиях продюсер моментально делает оценку проекта, приглашают авторов и в течение 2-3 месяцев под режиссера пишется сценарий, если материал устраивает. «Беларусьфильм» же, как выяснилось, рассматривает и приобретает только готовые сценарии. А это не менее полугода работы за свой счет. Приходится отвлекаться на заработок, и все это в итоге растягивается на годы.

Тем временем бюджеты студии в погоне за планом вынужденно тратятся на то, что с давних времен пылится в сценарном портфеле. Штатным режиссерам предлагают материал, который зачастую вызывает отторжение.

Думаю, давно пора отказаться от планового творчества. Есть проект - есть бюджет. Нет - продолжаем затянувшуюся реконструкцию студии, пишем сценарии, ищем таланты.

Как бы то ни было, сейчас на «Беларусьфильме» лежат заявки двух наших проектов (молодежный мюзикл и психологическая мелодрама), абсолютно реальных и подъемных с точки зрения бюджетов. Мяч - на стороне студии. Еще 10 проектов лежат у нас дома. Это сложные картины, которые, скорее всего, нужно переводить на английский язык и снимать там, где есть для этого профессиональные и технические ресурсы.

- А над чем вы сейчас работаете?

- Мы приближаемся к самостоятельному началу съемок интернационального кинопроекта, который будет состоять из 10 новелл по 10 минут, снятых в 10 странах мира. Тему фильма я пока держу в секрете. Эту идею я вынашивал несколько лет, и только поездка на «Берлинале» дала практическую возможность найти партнеров для ее реализации. Мы с братом снимем свои 10 минут в Минске, остальные части сделают молодые режиссеры и операторы разных стран. Это будет «фестиваль одного фильма».

А недавно я закончил полнометражный документальный фильм о белорусской биатлонистке Дарье Домрачевой, премьера состоится в декабре. На его создание понадобилось более двух лет.

Что же касается рекламы, клипов, то это не главное. Сейчас мы формируем сценарный портфель, готовим промоматериалы для общения с инвесторами на кинорынках и создаем актерское агентство Kinokasting.by.

Кстати, об Интернете. Всемирная паутина - это теперь наше все. Это «кнопка», свой телеканал! Мы с Антоном сейчас дорабатываем свой сайт 2b.by, тем самым отвечая: To be! на главный вопрос белорусского кино: «быть или не быть?».

Источник: belmarket.by

Groups audience: