Вы здесь
Д. В. Браун. Как получить классную игру… и чтобы побыстрее!
Я снимаю сцену в здании, где работает мой дантист: мать главного героя только что услышала диагноз своей дочери и теперь заходится в рыданиях, стоя у лифта; а ещё нам сообщили, что кто-то из других арендаторов вызвал полицейских. Разрешения на съёмку у нас нет. В тот момент, когда камера начинает работать и я жду от моей актрисы, что она опустится на пол, помощница режиссёра шепчет: "Полиция уже здесь, мы должны прекратить". Если я закончу снимать сейчас, то не получу необходимого результата. Помощница явно взволнована, по правде говоря, она на грани паники. "Мы должны остановиться", – повторяет она. Я показываю жестом, что сцена может продолжаться. Секунды тянутся медленно, помощница начинает сжимать мою ладонь обеими руками; отчаянно, но не нарушая устоявшейся этики (только режиссёр может произнести священное слово "снято"), она шепчет снова и снова: "Мы должны остановиться!" Я жду… жду… актриса опускается на пол, парень, играющий ее мужа, становится перед ней на колени, начинает утешать её, и... "Снято". Мы собираемся, в то время как копы говорят с огорченным арендатором.
Я привёл эту историю, чтобы убедить Вас, что очень хорошо знаю ограничения низкобюджетного кинопроизводства, и знаю, насколько может быть важен талант, позволяющий погружаться во всё это и делать свою работу без лишних слов. В том случае роль матери исполняла моя жена, Джоан Барон, и если вы понимаете, как сложно командовать своим партнёром по браку (это тема для отдельной статьи), то это подтверждает лишь одно: в подобных ситуациях у Вас есть хорошая поддержка, если актёр обладает широким спектром эмоций, а в решающий момент – мёртвой хваткой. Конечно, лучший совет, который я могу дать, чтобы быстро получить хорошую игру – «тщательно отбирайте исполнителей».
"Отлично", говорите Вы. "Этот чокнутый парень не расскажет мне ничего нового", но дайте мне ещё секунду. Есть несколько особенностей, на которые я хотел бы указать; ведь хотя известный афоризм говорит, что из трёх понятий «быстро, дёшево и хорошо» всегда приходится выбирать два, в случае с актёрской игрой можно иногда получить всю троицу.
Вы можете подумать, что было бы неплохо заиметь кого-то с хорошим, содержательным резюме, но если мы говорим о работе над низкобюджетным фильмом, то это, возможно, не тот случай. Опыт бывает разный. Какой-то опыт может стать помехой, если он сделал вашего исполнителя высокомерным и он стал требовать к себе особого отношения, или если он начал очень дорожить своим развитием. Длительный театральный опыт или комфортная работа на телевидении, возможно, не подготовили актёра к суровости уличного кинопроизводства. Мэгги Джилленхол с нежностью говорит о том, как во время съёмок "Малышки Шерри" она меняла костюмы в туалете ресторана, в то время как посетители входили и выходили из него, но какая-нибудь театральная дива, напротив, может содрогнуться при мысли о том, что её спокойный закулисный ритуал невозможен.
Ник Стал, Тарик Троттер и я
Во время самой возмутительной фестивальной конференции, которую я когда-либо видел, актер Уильям Дивэйн в своём рассказе о съёмках фильма «Poor White Trash» начал критиковать его создателей, которые сидели рядом. Он назвал их съёмки ерундой по сравнению с «настоящим» кино (другими словами, студийной картиной). Парень вроде него может торпедировать ваш фильм, если дать ему разойтись; вы даже не представляете, какое деморализующее действие он может оказывать изо дня в день.
Во время кастинга высматривайте возможных прим, которые имеют привычку спорить (что иногда приводит к неразберихе) или часто обижаются, быстро переходя на резкий тон и угрожая взорваться. Судя по моему опыту, самые проблематичные исполнители это, как правило, женщины старше сорока. Я извиняюсь, если это звучит как дискриминация по половому или возрастному признаку, или ещё как-то, но только кажется, что сочетание хрупкости и громкого имени может создавать проблемы.
Набирайте серьёзных актёров, которые гордятся тем, что хорошо показывают себя в тяжёлых условиях. Во время прослушивания спрашивайте у них напрямую, что они думают о работе в стрессовой ситуации и смотрите, вздрагивают ли они от этих слов. Вот пример правильного ответа, который я получил от одного актёра: "Обо мне не беспокойтесь. Я был бойскаутом".
Когда вы уже отобрали актеров, лучший способ получить классную игру – это проводить достаточно много качественных репетиций. Это важно не только по той очевидной причине, что у вашего актера появится ясный, отточенный подход к его роли; это делается также ради того ощущения уверенности и товарищеского духа, которое помогает создать перед камерой открытую к творчеству среду.
Я не говорю, что нужно много предварительного общения; я думаю, что это обычно слишком переоценивают, и это может даже навредить, если ослабит творческую конкуренцию между людьми. И вот ещё что... Я не хочу сказать, что нужно вести бесконечные разговоры о роли. Если вы не знаете, как говорить о действии в очень конкретных сценических терминах, лучше не говорите об этом вовсе (и прочитайте мою книгу). Просто ведя интеллектуальную беседу о роли, вы часто будете больше вредить делу, а не помогать; возможно, ваш актёр поймёт, чего от него ждут, а может, он начнёт сомневаться в вашей квалификации и в том, что вы собираетесь быть для него скорее союзником, чем врагом.
Заставляйте актеров репетировать и поощряйте их эксперименты, даже если вы знаете, что, в конечном счете, организуете всё по-своему и в точности с намеченным планом. Это поддерживает в исполнителе ощущение, что ему предоставляется полная свобода и ему доверяют, а кроме того, кто знает, вдруг вы откроете для себя что-то, что не приходило вам в голову. Вы должны допускать такую возможность.
Оливия Уайлд и я
Импровизируйте на площадке, импровизируйте в сценах, которых даже нет в фильме. Дайте вашему таланту подходящее практическое задание, ищите людей или характерные детали. Имейте в виду, главное здесь – искать, а не находить. Посмотрите, можете ли вы предстать перед группой как некто, кто точно знает, чего хочет, кто полон больших надежд, открыт для сотрудничества и жаждет встретиться с их самым удивительным озарением и самым большим риском.
Как бы то ни было, представим, что вы находитесь на площадке и чувствуете, что не получаете игры, на которую вы рассчитывали, и актёр, по вашему мнению, просто не достигает того уровня, на который он способен. Солнце заходит за облака, вам нужно перемещать группу, и, чёрт, копы уже на подходе! Что делать? Не паникуйте… ладно, паникуйте, если вам так хочется, но ради Бога, не показывайте актёрам, что вы сомневаетесь в их скорой блистательной победе. На самом деле, нужно вести себя так, как будто они уже одержали эту блистательную победу, а теперь вы хотите попробовать кое-что ещё просто ради забавы, чтобы иметь несколько вариантов при монтаже. Если вы заставите ваши дарования чувствовать, что они всех подводят, то вряд ли им удастся полностью раскрыть свой потенциал.
Режиссёры иногда используют подход, который я лично не стал бы рекомендовать; он заключается в том, чтобы взять вину на себя и произнести что-то вроде: «Я знаю, что не объяснил это достаточно ясно, это не работает из-за меня». Возможно, актёры и перестанут чувствовать себя виноватыми, но вряд ли их будет вдохновлять мысль о том, что их лидер – некомпетентный дурачина, который перекладывает ответственность за спасение проекта на их плечи. Я предлагаю вам продолжать излучать позитив и вести себя так, как будто всё происходит точно в соответствии с вашим планом по достижению чего-то потрясающего. Поймите, что любая неловкость с вашей стороны может послужить тому, что они начнут считать подобный образ работы приемлемым и для себя.
Многие классные режиссёры прославились своими причудливыми распоряжениями, необходимыми, вероятно, только для того, чтобы вызвать короткое замыкание в левом полушарии актёрского мозга. Вы можете стать одним из них. Во время съёмок «Тонкой красной линии» Терренс Малик крикнул Тиму Блейку: «Ты – кальмар, которого выбросило на пляж, и все твои чернила закончились!». На съёмках фильма «Экстази» Даг Лайман сказал Скотту Вулфу: «Ты – пума, которая претворяется медведем».
Конечно, экстремальными методами иногда пользуются. Во время съёмок одной из сцен фильма «В упор» Шон Пенн вышел из кадра и крикнул реквизитору, что ему нужен другой пистолет, после чего вернулся обратно и наставил новую, непривычную пушку на Кристофера Уокена, который позже сказал, что это пробудило в нём чувство подлинного страха. Когда снималась сцена в конце «Изгоняющего дьявола», в которой священник отпускает грехи отцу Карассу, за секунду до включения камеры этот священник получил пощёчину от режиссёра Уильяма Фридкина.
Готов сниматься
А вот теперь позвольте мне разъяснить: я не предлагаю считать, что сезон охоты на талантливых людей открыт. Любые радикальные меры должны сочетаться с вашей абсолютной уверенностью в том, что актёр достаточно долго одержим безрассудным духом искусства, что жизнь коротка и всё такое (особенно, если вы хотите, чтобы эти люди были поблизости, когда вы захотите снять что-то ещё)… но знайте, у Вас есть все средства, чтобы устроить хорошую встряску.
Однажды я снимал сцену своего фильма «Изнутри» с потрясающим актёром Дэшем Майоком. Когда я почувствовал, что сцена выходит неубедительной, я наклонился к Нику Сталу, который произносил свой текст, не попадая при этом в кадр, и попросил его сказать что-нибудь психованное вместо его обычной фразы. В начале сцены, когда по сценарию его слова звучали как «Ты – соль земли», Ник сказал: «Ты – кошачий зад». В этот момент Дэш пережил потрясение, и это дало ему абсолютное свежее восприятие, типа «О, нужно что-то вроде этого, да?». Он вошёл в сцену ярко и остро, и этот дубль остался в фильме.
Шохре Агдашлу
Вот другая техника, которую можно использовать, даже если времени в избытке и всё идёт, как надо. Попросите вашего актёра произнести короткую фразу, которая отражает суть того, что они сейчас должны играть. Я называю это выражение «ключевая фраза». Что-нибудь короткое и острое, вроде «Всё кончилось», или «Я здесь ради тебя», или «Не будь таким серьёзным». Вы можете дать им выразить ключевую фразу своими словами, но пусть они произнесут её несколько раз, пока вы не почувствуете, что они включились в действие и погружаются в него – и тогда попросите их произнести слова из сценария с точно таким же выражением.
Конечно, когда дело касается искусства, готовых решений не существует. На то оно и искусство. В этом его величие. Все сталкиваются с тем, что временами оно течёт, словно река, а иногда кажется, что вся магия куда-то испарилась. Важно, в некотором роде, любить и то, и другое; в этом заключается природная сущность. Если бы всё происходило по вашему приказанию, то, на самом деле, это не было бы так весело. И, смотри, всегда может быть, что магия всего лишь притаилась за углом.
---
Об авторе
Д. В. Браун работает главным преподавателем в широко известной школе актёрского мастерства, Студии Джоаны Барон и Д. В. Брауна в Санта-Монике. Браун является автором значимой книги по актёрскому мастерству “You Can Act!”, опубликованной издательством Michael Wiese Productions («Shot by Shot», «The Writer`s Journey»), и занимается пост-продакшеном фильма «Изнутри», где он выступил в качестве сценариста и режиссёра, а роли исполнили Ник Стал, Оливия Уайлд и Шохре Агдашлу.
---
Перевод: Александр Щадилов
Оригинал статьи: microfilmmaker.com