Вы здесь
Выживание телесценариста: борьба за идею
Для начала - цитаты из комментов, на которые обещала ответить:
«…После пятого докручивания я перестала бороться за идею. Продюсеру и редактору виднее, у них рейтинги, цели и задачи. А работа сценариста в данном случае - это мартышкин труд…»
«…не могу согласиться с вашим призывом заткнуть за пояс свое Я ради общего дела. За идеи надо биться, холить их и лелеять, проталкивать их. Все воплощенные проекты, сценарии, появились на экране только благодаря твердолобости, фанатизму и самоуверенности их авторов. И хорошая идея может пропасть, если автор не будет с ней носиться как с писаной торбой, и более слабая идея проскочит, если ее продавят - и таких, кстати, пруд пруди на нашем ТВ…»
В этих высказываниях уловлен тот самый момент дисбаланса, от которого и страдают больше всего пишущие для телевидения люди.
Биться – не биться? Если биться, то до какого предела?..
Если не биться, то как заставить себя на новом проекте, на следующей задаче работать в полную силу, совершая подвиги, потому что без них, без протыривания в неизвестное, сценарий не создашь?..
Я сначала дам свой ответ. Лично я – бьюсь. Переделываю столько раз, сколько требуется, пока не примут. Переписываю, еще и еще раз. А потом еще. А потом шваркну об стенку – и опять переписываю. Мазохизм присущ сценаристам, они находят радость в страданиях. То есть вот все тебе нравится, отлично написала, все концы сошлись… Перечитала, уткнулась в мелкую нестыковку – и понятно, что надо снова ломать всю конструкцию и собирать ее по новой…
Эта задача не на смекалку и не на железную выдержку. Она – на ценность конечного результата. Очень опасно разувериться в том, что ты создаешь ценную вещь. Тогда точно не получится, потому что не будет инструмента для шлифовки, любовного полирования шероховатостей, всего того, что американцы называют polishing. Но если эта ценность разрушена безжалостной рукой редактора, то о какой финальной радости может идти речь?
Вот здесь вступает в дело способность, которую можно профанировать в два счета, объявив всех владеющих этим навыком «лизоблюдами» и «кулацкими подголосками».
Эта способность - принять чужую идею как свою.
Вы думаете, на редакторских брифингах царит единение и благорастворение воздухов? Да там мочилово такое, что только брызги летят! Ищут идею, ищут мотивировку самую крепкую, ищут стержень, на который все, что придумано, нанижется, как на шампур.
И если автор слепо бьется за свое, никого не слушая, прет тараном, то он может, действительно, задавить энергетикой, а чаще – измотать противников и добиться разовой победы. Только потом его добьет режиссер, который снова вернется к «проклятым вопросам».
Самое лучшее - это когда авторские воли (сценаристов, редакторов, режиссеров) начинают резонировать, заряжаться, взаимодействовать, и получается новый результат, в одиночку не достижимый. Это классное состояние, поверьте мне! И все свои амбиции и бульдожью хватку можно променять на вот такое откровение, которое делает тебя соавтором гораздо более сильной и ценной вещи, чем та, что была тобой придумана в одиночку.
Правило № 13. Учись ловить чужие озарения. И продуктивно их использовать.
Мы еще вернемся к этой теме.
А пока - удачной охоты всем нам!
—
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|