Вы здесь
Телесценарист: с чего начинать?
Очередная реплика у меня в почте:
«…Многие утверждения начинающие сценаристы, для которых вы стараетесь, либо не воспримут, либо подвергнут сомнению - это общее впечатление. Потому что пишете вы захватывающе, но рассказываете о мире, с которым целевая читательская аудитория почти не знакома. Здесь выход один - как можно больше примеров из жизни…»
Действительно, что это мы всё об умном?.. Поговорим о началах.
Что самое трудное для любого начинающего сценариста, переходящего из сферы печатной в область экранных построений?
Смириться с обесцениванием его литературных навыков.
Хотите пример? Пожалуйста, мой личный.
Я попала в сценаристы студии «Центрнаучфильм» из газеты. Со стопроцентной уверенностью в том, что пишу очень хорошо – мои материалы все время были на доске лучших. И свой первый сценарий я написала красиво! Жалко, что не помню из него ни одной цитаты. Весь текст, целиком, пошел в помойку под стол редактора, а мне было сказано, что принесла ерунду и снимать нечего.
А, кстати, знаете, почему я не запомнила оттуда ни строчки? Потому что ничего не видела, когда писала. Я работала со словом, как с привычным инструментом печатного текста, играла смыслами, многозначностями, образами…
В сценарии всего этого делать нельзя.
Сценарий состоит из слов, но это не проза, а кодовая запись, шифр. Каждое слово сценарной записи имеет единственное конкретное значение – как пляшущий человечек у Шерлока Холмса. Задача сценария – обозначить то, что вы увидели мысленным взором (пардон за патетику!). Да так, чтобы другой человек, прочитав, увидел то же самое. Один в один, чисто конкретно. Этим другим человеком может быть режиссер, редактор, продюсер, то есть каждый, кто трудится над превращением видений вашего мозга в общую аудиовизуальную продукцию.
Чем образнее сделана сценарная запись, тем она более многозначна, а значит, приблизительна. Недаром самые красивые литературные сценарии редко воплощаются в хорошие фильмы, максимум – в печатные киноповести.
Кстати, второй сценарий я писала уже с чуть большим пониманием, он был про то, как поэт Жуковский и художник Брюллов выкупали крепостного Тараса Шевченко. На нем я сделала свое первое авторское открытие: нашла смешные рисунки Брюллова про то, как все у них там происходило. Помню, как ощутила охотничий азарт, когда поняла, что с такими картинками можно долго играть… Я увидела эпизод.
А потом на монтаже режиссер спросил моего мнения, какой план лучше выбрать из пяти дублей. Я слепо ткнула в одну из пленок на монтажном столе. «Ира, вы дура», - сухо заметил режиссер.
И я стала сидеть вечерами в монтажках и смотреть чужое кино, придерживая пальцами бегущую пленку. Я ловила не картинки, а склейки, на кинопленке их делали скотчем, который чувствовался на ощупь. Пальцы у меня были черными и изрезанными краем перфорации, но через пару недель я глазами начала различать отдельные планы… Экранное видение - это другая физиология.
Правило №14. Не переучивайтесь на сценариста. Учитесь заново.
Нет гарантий, что ты напишешь хороший сценарий, даже если знаешь, как это сделать. Но если ты не знаешь, как это сделать, ты точно ничего не напишешь.
Удачной охоты всем нам!
—
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|