Вы здесь
Корпорация Хохливуд - coming soon?
До января 2011 года осталось всего полгода. Именно в январе вступят в силу новые поправки к закону о кинематографии, которые были приняты в марте этого года. Наконец-то. То, что можно было сделать еще 10 лет назад, наравне с русским кинопромом, теперь появится и у нас. НДС, налог на землю, спонсорство, прочие мелочи, которые так «удешевляли» кинопроизводство в Украине – отступят на целых пять лет, чтобы все кому интересно, попробовали кино на вкус или отмыли пару-тройку десятков условных «лимонов». Может быть, даже серьезное кино кто-то снимет. Может, даже блокбастер. Может, даже я.
Так уж вышло, что кинобизнес вполне можно отнести к элитному бизнесу, которого сегодня у нас как такового нет, он есть в России, Франции, Германии, других европейских странах. Самый «реальный» кинобизнес в Голливуде, где доход за 2009 год составил в $15 млрд. У нас же пока гораздо проще: кто-то, что-то время от времени снимает, но происходит это так незаметно, что кинобизнесом и не пахнет - только редкие случаи участия в кинофестивалях. А о большом кинопрокате отечественного кино в нашей стране вообще нечего говорить. Кто-то помнит громкий фильм украинского производства? Не обязательно успешный, а просто – громкий? Увы. Потому и видим в кинотеатрах в основном «европейское», «русское» и Голливуд, продукция которого и доминирует. Тогда к чему же здесь элитность, раз все так плохо в украинском кинокоролевстве?
Элитным этот бизнес считается потому, что не каждый может себе его позволить. Хотя бы потому, что серьезный вход в него с качественным проектом, это как минимум миллион-два долларов. Причем, это так, по скромному, без учета рекламы, которая в среднем плюс 50% к производственному бюджету. И без которой, обойтись нельзя – это все равно, что на складе лежит товар, о котором никто ничего не знает. Впрочем то, что кто-то потратит два миллиона американских денег (средняя цена в российском кинопроме) , не является гарантией хорошей кассы фильма, или того, что его возьмут фестивали, и будет зрительский успех. В США средний бюджет фильма $25-45 млн., фильмы с более-менее громкими звездами, но без крутой графики и заковыристого экшна, $60-80 млн., фильмы-блокбастеры пляшут от $100 млн. за штуку. Есть, конечно, редкие случаи, когда фильмы с небольшими бюджетами бьют рекорды в прокате, но это скорее исключения, чем закономерность. И если говорить о бизнесе как таковом, тот он должен быть системным – с одним фильмом на рынке делать нечего.
В идеале, для кинокомпании целесообразнее выпускать несколько фильмов в год. Диверсификация бизнеса в самом бизнесе – как русская рулетка, где количество патронов в револьвере - это количество фильмов в « портфеле » одной компании: хоть один, да выстрелит. Статистика показывает, что, к сожалению, «стреляют» обычно один-два фильма. Из десяти. Или даже двадцати. Все остальное – в холостую, или в лучшем случае, в ноль. Вот почему крупные голливудские, а сейчас и крупные российские компании снимают и выдают на гора несколько десятков картин в год, в надежде, что именно вот тот или этот фильм принесет долгожданную прибыль. Несколько десятков фильмов… Это 10-20 млн. долларов в год. При условии, конечно, что фильм стоит именно 1-2 млн., а не 5, или скажем, 10 миллионов. Крупные киностудии, так называемые мейджоры, выживают не только за счет фильмов, а за счет пакета прав на фильмы и другого бизнеса. К примеру у Марвел Студиос, создателя «Железного человека» доход, кроме кинопроизводства, приносят комиксы, мультфильмы, продажа игрушек, футболок и прочего. У Диснея, кроме постоянного производства фильмов и мультфильмов, портфель состоит из телеканалов, тематических шоу-парков «Диснейленд», тех же игрушек, и прав на собственную библиотеку фильмов и мультфильмов за более чем полувековую историю. Один фильм из библиотеки приносит, образно, два доллара, сто фильмов принесут уже двести долларов. Причем, в этом случае даже на производство тратиться не нужно. Таким способом, эти компании уменьшают свои риски на производство фильмов.
Поэтому войти в этот бизнес нелегко. С улицы зайти можно, но только с чемоданом денег (имея в другом месте еще один чемодан, или даже несколько, чтобы не было грустно в случае провала), любовью к кино и некоторым авантюризмом «просто снять хорошее кино, которое понравится не только мне, а и зрителю». Здесь должно быть нечто большее, чем инвестиции. Потому, что не каждый крупный бизнесмен может себе позволить работать с такими рисками.
Сегодня есть бизнесы, где можно заработать намного быстрее, чем в кино, причем с минимальными сроками, минимальными рисками, да и суммы могут быть побольше. Но в тоже время, только в кинобизнесе рентабельность может составлять тысячи процентов. И только кино влияет на весь остальной мир так, что многие хотят прикоснутся к его магии.
Как сказал неизвестный автор:
«Вы можете найти человека, который не читал книгу, вы можете найти человека, который не был в театре. Но в современном мире вы не найдете человека, который бы хоть раз не смотрел фильм».
—