Вы здесь
Дневник Одесского Кинофестиваля (2010). День шестой: Сергей Члиянц
Сегодня внимание зрителей было обращено на премьерные и новые показы российского кино, а на киностудии известный продюсер Сергей Члиянц делился опытом нелегкого дела - продюсирования интересного кино.
В фестивальном центре на конкурсной программе демонстрировались фильм режиссера Андрея Кавуна "Детям до 16..." и японца Хитоши Мацумото "Символ".
Японский фильм вызвал, возможно, самую неоднозначную реакцию у аудитории. Организаторы решили "прикольнуться" над одесситами, продемонстрировав авангардный арт-хаус. Далеко не каждому удалось разобраться в скрытых замыслах режиссера. Российское кино было тепло воспринято зрителями, "Детям до 16..." - это молодежная драма, которая показывалась впервые, и по мнению некоторых, может взорвать постсоветский прокат, а также получить признание на Западе . После показов представители фильма давали пресс-конференцию, в зале присутствовали актеры и режиссер. Журналисты заговорили о новом хите для подростков и молодежи, хвалили и интересовались всеми деталями создания фильма.
Если в двух словах, то это фильм о любви. Дальше - детали: сюжетные истории, конфликты, сущность главных героев, любовный треугольник, кулуарные подробности и прочее.
Мастер-класс. Сегодня его вел российский продюсер и режиссер с одесскими корнями Сергей Члиянц. Назвали семинар "Продюсер и режиссер - две стороны одной медали". Сергей сказал вводные слова и отметил, что не хотел бы долго обсуждать финансовую сторону вопроса, т.к. это скучное и неинтересное дело. Лучше сконцентрироваться на творческих и других организационных вопросах.
Начал Сергей с понятия "продюсер", его сущности в советское время и нелегкой судьбе продюсеров в прошлом. Гость дал понять, что продюсер - это не инвестор, а это тот, кто делает, "инициатор".
Дальше разговор зашел о непосредственно взаимодействии продюсера и режиссера, распределении их ролей и обязанностей, чему и зачем нужно уделять внимание, какие имеются подводные камни.
Во-первых, обсуждался вопрос утверждения сценария. По словам Члиянца, "толковый продюсер поручает режиссеру сценарий". Это вопрос доверительных отношений в кинобизнесе.
Во-вторых, подбор съемочной группы. Здесь у продюсера есть возможность вести самому некоторые организационные вопросы, например, о выборе оператора. В любом случае, необходимо находить с режиссером компромисс. В этой связи режиссер думает о таких вопросах, как свобода действий и доступность времени, а продюсеру приходится заботиться о финансовой составляющей, при этом вводя ограничения в длительность съемок или, например, необязательные денежные затраты.
С актерами все обстоит подобным образом. "Необходимо договариваться", - говорит Сергей. При этом делает акцент, что речь идет не "фильме", а о "кинопроекте" - разные вещи.
"Главное - показывать фильмы, а не снимать их."
К сожалению, время от времени, приходится отказываться от некоторых фильмов, где-то нет хороших сценариев, где-то - режиссеров. Ко всему прочему - огромная конкуренция со стороны телевидения, которое забросало зрителя второсортным фастфудом. Сергей Члиянц отмечает разделение кинематографа на элитное и массовое кино - "стремительная поляризация кинематографа". И лучший вариант - это создавать качественные фильмы для масс.
"Мне интересны фильмы и для зрителей, и для фестивалей в одном флаконе".
В этом смысле очень важно, чтобы режиссеры понимали суть работы продюсера, тем более, если это один и тот же человек. Потому что в конечном счете, теряется смысл создания любого фильма, если его не увидит зритель.
Здесь Сергей отмечает 3 пункта в создании кино, на которых строится производство: 1) душа 2) зрители 3) деньги. Сейчас происходит глобализация культуры, и массовый кинопрокат стал большим бизнесом, где душевным фильмам почти не осталось места. Раньше фильмы, получавшие множество призов, содержали в себе все 3 составляющие.
Затронули тему окупаемости. Сергей разделяет 3 денежные зоны: гарантированный доход (возврат), возможный доход (переменная величина) и зона неокупаемости. И продюсер это должен помнить. Обсудили различные способы привлечения денег в проект.
Задали вопрос о критериях успешного сценария. Ответ был таков: "представьте себя на месте зрителя в кинозале и подумайте, почему он купит билет на ваш фильм." Члиянц призывает уделять внимание названию фильма, а также не ставить коммерцию выше внутреннего качества сценария. Зритель приходит в зал помечтать, прожить жизнь кого-то, кем он не станет, увидеть себя, родных и близких.
Обсудили Голливуд с его подменой мотиваций: порочное стремление к фестивальным призам и коммерческие фестивали. А также его технологию формирования вкуса в наших странах для расширения своего бизнеса.
Сергей добавил, что нужно учитывать пиратство, а также поведал о нюансах поведения дистрибьюторов, о маркетинге и других задачах продюсеров.
Напоследок, Сергей Члиянц посоветовал молодым режиссерам искать единомышленников, опору, становиться продюсером своих фильмов и сконцентрироваться на фильме и его зрителе. "В маленьких государствах, на маленьких рынках может существовать кинематография, которую поддерживает общество, где есть социальный запрос, где есть традиция такой кинематографии, и где государство это понимает". И заметил, что доступность съемок фильмов "на коленке" еще не означает пренебрежение к качественному кино, и опять обратил внимание на важность истории фильма.
Подытоживая мастер-класс, скажем, что это была очередная содержательная и полезная встреча.
Завтра - Кшиштоф Занусси и Любко Дереш.
---
Видео: Телекомпания АТВ
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|
Запись в блоге
|