Вы здесь
Дневник Одесского Кинофестиваля (2010). День седьмой: "Вдохновение" Любко Дереша и Кшиштоф Занусси
Украинский писатель Любко Дереш знакомил зрителей с психотренингами, а поляк Кшиштоф делился огромным режиссерским опытом. Тем временем одесские кинотеатры продолжают собирать внушительную аудиторию и знакомят жителей и гостей города с фестивальными новинками и классическими ретроспективами.
Сначала отметим конкурсные кинопоказы. В Синем зале фестивального центра проходил просмотр фильмов «Нога Бога» итальянца Луиджи Сардиелло и «Мой суицид» британца Дэвида Ли Миллера.
На пресс-конференции представители фильмов отвечали на вопросы журналистов. Режиссер Луиджи по поводу своего фильма отметил специфичность футбольной тематики, проблемы итальянской Кальчо и насколько поменялась Италия.
И если раньше футбол был игрой которая заставляла улыбаться, развлекаться смеяться. То современный итальянский футбол это бизнес, грубость, деньги. И этот переход я и хотел показать благодаря футболу «, - говорит Сардиелло.
Дэвид Ли Миллер привел с собой своих двух помощников, сыгравшего главную роль и при этом работавшего над производством фильма Габриэля Сандэя, а также помощницу режиссера.
Было много интересных деталей о создании фильма, который, на мой взгляд, крайне интересен молодежи как с точки зрения взглядов на жизнь и окружающий мир, так и с точки зрения современных тенденций кинопроизводства.
Оба фильма рассказывают о подростках, но настолько разных и настолько с разных сторон, что лучше всего увидеть и самим сделать свои выводы.
Программу мастер-классов сегодня открывал украинский писатель Любко Дереш, который рассказывал «О вдохновении». Любко рассказывал зрителям об умении концентрироваться над поставленными задачами, о методах поиска и генерации вдохновения внутри себя, когда внешние вдохновители, например, муза или другие способы воздействия не работают.
Сперва на экране появился красный круг. Зритель еще не подозревал, что на этот круг ему придется усердно смотреть в течение десятков минут. Тут вместе с Любко проходили практические упражнения с использованием техник психонетики. Целый зал вместе с Дерешем, с прямой спиной, сидя на краю кресел, обучался концентрации и деконцентрации, умению работать с объектом внимания - фигурой, и фоном.
Затем был силуэт вращающейся девушки на градиентном фоне, которую аудитория пыталась представить вращающейся по и против часовой стрелки. Уже более занимательное занятие. И затем - практикум по деконцентрации со смыслом, с использованием таблицы Шульте.
Идея данного психотренинга заключается в том, что для возникновения энергии, стимулирующей появление образов, генерации идей и творческого потенциала, необходимо предварительно уметь деконцентрироваться, это как «растяжение рогатки», творчество через разрушение.
«Я не люблю пассивной позиции в жизни. Можно просто ждать, когда же придет вдохновение и ничего не делать, а можно самому управлять процессом. Я предпочитаю второе», — сказал Любко.
Хотя Любко предварительно рассчитывал на более длительный сеанс, некоторые зрители с трудом выдержали и этот ознакомительный практикум. А для целеустремленных творческих личностей этот семинар наверняка поможет более продуктивно работать над собой.
Следующим лектором был известный польский режиссер и киновед Кшиштоф Занусси. Сперва гость рассказал о трудности поиска интересных историй и призвал искать сюжеты из своей жизни, что сам понял, осознал, увидел.
«Сейчас людям нечего рассказывать. Молодые режиссеры приносят мне сценарии, а там все, что они увидели по телевиденью. Такая работа с другой руки, нас не очень привлекает.»
Поведал о неотъемлемых элементах интересного сценария. В первую очередь, речь зашла конфликтах, противостоянии, сохранения напряжения. Во-вторых, это то, как мы заигрываем со зрителем. «Показать - спрятать», привлечение зрителя к разгадке истории, участие в открытии сюжета. Потому что в рассказе самым главным является элемент динамики, конфликт и контраст. «Пусть даже этот конфликт будет введен искусственно – это уже начало рассказа», - пояснил он. Очень часто это совсем отсутствует в сериалах, такую драматургию режиссер называет «дешевой».
Кшиштоф продемонстрировал несколько роликов из фильмов «Персона нон-грата», «Сердце на ладони», которые затем обсуждал с аудиторией. Были вопросы по работе над сценарием, о режиссуре, съемочных процессах. А также порекомендовал методы обучения начинающим режиссерам. Поделился опытом развития кинематографа в Польше.
Напоследок Кшиштоф традиционно сфотографировал присутствующих в зале слушателей. И еще приглашал всех желающих себе в гости. Одесский зритель был благодарен Кшиштофу за интересный мастер-класс и приглашал приезжать снова.
Завтра мы встретимся Кирой Муратовой и Юрием Маминым.