Вы здесь
Дневник Одесского Кинофестиваля (2010). День четвертый: Вадим Перельман и кое-что о сопроизводстве с Францией
С каждым днем фестиваль переходит в более спокойное русло, каждый находит для себя то, что интересно именно ему. Кто-то закупился билетами на ретроспективы, кто-то пытается успеть на все фильмы из конкурсной программы (в особенности это касается жюри :)).
Некоторая молодежь из Летней киношколы, будучи на своебразном отдыхе, отрывается на полную катушку, успев сутра посетить конкурсные показы, днем послушать мастер-классы мэтров, а вечером погулять у моря или отдохнуть на специально организованных вечеринках.
Сегодня как раз один из таких дней. После кинопросмотра конкурсной программы можно было пообщаться с режиссерами, в частности, с автором совместного украино-российского проекта «Пистолет Страдивари», одесским режиссером Алексеем Луканевым. Это была дебютная полнометражная работа Алексея, в которой, по замыслу режиссера, большое внимание уделялось как раз многоликости и красоте Одессы и своеобразности его жителей. Разумеется, было честью представить фильм премьерным показом именно в Южной Пальмире.
Не менее занимательным был кинопоказ также дебютного фильма американского режиссера Хью Родса. Гость рассказал о том, что раньше работал офисным сотрудником 6 лет, и это «высушивало его душу».
Хью увлекся чтением различной литературы и изучением искусства, и тогда больше всего его увлекло кино. Решив кардинально поменять жизнь, Хью Родс поступил на курсы киношколы. По окончании обучения у него на руках был сценарий фильма «Святой Джон из Лас-Вегаса», который был разослан знакомым в поисках продюсирования. Сценарий попал в руки агенту Стива Бушеми. И фильм был снят.
К сожалению, кинопоказ вконце был смазан отключением света в фестивальном центре, поэтому кое-кто из присутствующих покинул зал, не дожидаясь завершения картины. У остальных зрителей появилась возможность в формате киноклуба побеседовать о фильме и о фестивале в целом. Вообще, фильм оставил приятное впечатление, в особенности в контексте истории режиссера. Думаю, фильм даст импульс и мотивирует будущих режиссеров и участников Киношколы, ведь это был классический пример очередной истории успеха.
На киностудии тем временем собирались студенты киношколы, в ожидании мастер-класса с другим американским гостем, уроженцем Киева, Вадимом Перельманом.
У Вадима отснято 2 полнометражных фильма и около 200 рекламных роликов, причем в первую полнометражку он вложил всю свою душу, задумав сюжет еще в юности. Сценарий он также писал сам и тщательно прорабатывал каждую деталь. Затем отдал его в специальное агентство для получения рецензии. Рецензия оказалась отличной, и теперь у режиссера была реальная возможность воплотить свою мечту в реальность.
Здесь Вадим отмечает, насколько важно иметь хороший сценарий.
«Люди спрашивают: как стать успешным режиссером? Я отвечаю: научитесь писать… Во всех из нас есть история, которая дорога нам - это и есть хороший сценарий. Он даст вам актеров, финансы, даст вам себя проявить. Сценарий - это самое главное для режиссера.»
Не нужно никому показывать сценарий, слушать чьи-либо советы, нужно перебороть страх неудачи и писать от души, дорогую нам нешаблонную историю, которая, возможно, связана с нашей жизнью, или просто близка нам по духу.
«Если талант есть, если хотя бы на 50% человек талантлив, то написанная от души история может стать хорошим сценарием к фильму.»
Начинающему режиссеру обычно финансирование не дают. Все решает сценарий. А также «connection», причем, в первую очередь, в начальной стадии, при нахождении нужных людей.
Затем Вадим Перельман раскрыл секреты поиска актеров на фильм. Суть заключается в том, что не ты выбираешь актеров, а они - тебя. Это, конечно, касается высококлассных актеров, вроде Бена Кингсли, Дженнифер Коннелли и Умы Турман, заинтересовавшихся твоим сценарием. Со второсортными актерами дела обстоят немного по-другому. Важную роль также играет опыт, для Вадима коим стали масса рекламных роликов, на которых он набил руку. Единственной проблемой было отсутствие опыта работы с великими актерами. Также Вадим рассказывал и о других нюансах и подводных камнях кинопроизводства, и всю информацию голодный на подобное действо зритель проглатывал сразу.
Затем пошли вопросы. Зрителей интересовали насущные вопросы о том, как же все-таки найти режиссера на свой сценарий, и почему зарубежные киностудии не сотрудничают с отечественными талантами. Гость отвечал, что плевать нужно на зарубежные киностудии, «давайте снимать фильмы здесь».
«У вас очень плодовитое поле - украинская Земля. И я вижу энтузиазм в ваших лицах. Вы сможете!»
На вопрос одессита о том, «Шо ж делать?», когда хорошие актеры попадают в руки плохим режиссерам, Вадим ответил, что конкуренция в режиссуре должна расставить все по местам.
Прозвучало еще несколько интересных вопросов и не менее интересных ответов, и можно было утверждать, что Вадим Перельман провел лекцию ничуть не хуже предшественника Рутгера Хауэра.
Эстафетную палочку по мастер-классам передали представительнице Французского Культурного центра в Украине Эммануэль Фассийон, чтобы она рассказала об «Аудиовизуальных фондах во Франции: как получить деньги на фильм - копродукция, гранты, медиа-проекты, частные и государственные фонды».
Сначала была презентация, посвященная ее фонду и всем другим способам привлечения средств и финансирования через различные общественные организации. В особенности европейские фонды, специализирующиеся в конкретных общественных сферах деятельности. Эммануэль объявила, что вскоре в их институте стартует очередной конкурс, а также уточнила, что их фонд очень заинтересован в помощи создания совместных украино-французских проектов.
Все желающие узнать подробности о сопродюсировании и получении грантов на съемки своих фильмов могут обращаться во Французский культурный центр.
Во второй половине семинара зрители на практическом примере смогли увидеть, насколько неподготовленно подходит амбициозный украинский режиссер к фазе маркетинга и привлечения средств. Обсуждались два украинских любительских проекта фильмов. Режиссеры фильмов вкратце обозначили сюжеты и свои идеи по поводу фильмов, и затем французские гости рассказали об ошибках. Во-первых, оба фильма были плохо представлены. Презентация фильмов была на низком уровне, отсутствовал синопсис, непонятен сюжет и кто главные герои, в речи режиссеров отсутствовала попытка заинтересовать как зрителя, так и потенциальных продюсеров. В общем, все выглядело неубедительно.
Объяснили, как это нужно делать: отправление сценария (для короткометражки) или полного синопсиса (для полного метра), мотивационное письмо (почему снимаете этот фильм, что и как собираетесь снимать и пр.), техническая справка (как, где, сколько каким образом - на пол-страницы) и другие детали.
Дальше трудности перевода и детальные обсуждения сюжетов с авторами проектов начали наскучивать аудитории, однако, появилась предприимчивая девушка-продюсер, которая решила развлечь зрителя своим новым международным кинопроектом с возможным участием самого Кличко. Девушка много и резво говорила, надеясь получить финансирование прямо здесь и сейчас, чем смутила ведущих. Французы дали понять, что изучение фильмов занимает некоторое время, и если у нее есть интересная история, пусть «пишет письма…», никто ничего ей сейчас не скажет.
На этом мастер-класс завершили. Завтра ждем Йоса Стеллинга.
—