Вы здесь
7 сценарных структур/ Seven Story Paradigms
На сайте "Драматики" Крис Хантли (Chris Huntley) сравнивает свою сценарную структуру с шестью другими: Syd Field’s Paradigm, Robert McKee’s Central Plot and The Quest, John Truby’s Twenty-Two Building Blocks, Christopher Vogler’s Hero’s Journey, Michael Hauge’s Six Stage Plot Structure, Linda Seger’s Story Spine.
Поскольку я знаком и с "Драматикой", и с учебниками вышеупомянутых авторов, то могу сказать пару слов. Кстати, Крис Хантли не упомянул ещё одного американского "screenwriting guru" - Лью Хантера (Lew Hunter). Правда, сценарная структура Хантера мало чем отличается от классической линейной структуры, разве что расположением сюжетных точек. (Хотя всё же сама книга Хантера "Screenwriting 434" меня откровенно разочаровала. Впрочем, как и "Dramatica").
Так вот, я с интересом прочитал статью Хантли, расхваливающего своё детище, однако совершенно не согласен с его выводами. По мнению Хантли, "Dramatica" имеет явное превосходство над остальными структурами. Однако, как мне кажется, "Драматика" не превосходит, а уступает всем основным сценарным структурам. Можете сравнить сами. Вот ссылка на статью:
How and Why Dramatica is Different from Six Other Story Paradigms by Chris Huntley.
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-differences.htm
Из вышеупомянутых авторов мне больше всего понравились книги Сида Филда, Труби и Хауга [Хейджа] (Syd Field, John Truby, Michael Hauge). Менее всего понравились книги Линды Сигер (слишком простые, ничего нового не дают), Кристофера Воглера (увы, Воглер предлагает не самые практичные советы. Конечно, в сравнении с другими авторами, поскольку его книга сама по себе всё-таки неплохая), широко разрекламированный томик Роберта МакКи ("The Story") - запутанная и не очень полезная книга, но это на мой взгляд. Я во многом согласен с Джо Эстерхазом, автором сценария к "Основному инстинкту". В своей биографии Эстерхаз признался, что на дух не переносит МакКи и его учебник).
Книга Джона Труби - не самая лёгкая для чтения, но я нашёл для себя пару новых идей, которые не встречал у других авторов. В том числе такие сценарные структуры, как спиральная (винтовая), извилистая, и т.д. Не знаю, как сейчас, но ещё год назад на сайте Труби http://www.truby.com/ можно было скачать пробную версию программы "Блокбастер" (Blockbuster). К "Блокбастеру" прилагались две электронные книги, поясняющие идеи Труби. Правда, я бы не рекомендовал начинать изучение сценарного мастерства с Труби. Для этого есть более простые книги.
Итак, семь основных сценарных структур. Как видите, некоторые из них хоть и отличаются по внешнему виду друг от друга, но всё же во многом совпадают.
The Syd Field's Paradigm
Robert McKee's Central Plot and The Quest
The Linda Seger Three-Act Structure
John Truby's Twenty-Two Building Blocks
Michael Hauge's Six Stage Plot Structure
Christopher Vogler's Hero's Journey
Dramatica's “Act Structure”
Более подробный анализ структур от Криса Хантли:
For further reading:
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-Field.htm
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-Hauge.htm
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-McKee.htm
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-Truby.htm
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-seger.htm
http://www.dramatica.com/theory/articles/Dram-Vogler.htm
---
Автор: Александр Волков, оригинал