Киношкола Митта.ру

Вы здесь

Съёмочная аппаратура

Работа с камерой

Кино - это не движение. Кино - это серия статических фотокадров, показываемых зрителю с такой скоростью, что мозг человека видит движущиеся изображения. Глаз человека еще несколько мгновений видит отображенную картинку после того, как она уже исчезла и была заменена на следующий кадр. Это называется инертностью зрительного восприятия, и этот эффект помогает нам воспринимать видеоролики.

Видео состоит из 24 кадров, отображаемых каждую секунду. Этого вполне достаточно, чтобы убедить мозг в том, что образы живые и движутся.

В камерах применяются объективы для фокусировки лучей света, падающих со стороны сцены на определенную прямоугольную область, или, в случае цифровой камеры, на микросхему с датчиком восприятия световых лучей. В пленочной камере затвор открывается 24 раза в секунду для приема световых лучей, и затем вновь закрывается. В цифровой камере электронная микросхема на долю секунды воспринимает принятые данные о яркости и цвете лучей, после чего информация обрабатывается и преобразуется в видеозапись.

Аналоговые форматы

О разновидностях кинопленки читайте в соответствующем разделе.

Аналоговый звук

Большинство пленочных видеокамер не ведут аудиозапись параллельно видео. Аудио записывается в два этапа: сначала ведется отдельная запись при съемках, а затем в период редактирования компонуется с изображением. Долгое время звук записывался на аналоговом оборудовании Nadra. Цифровые аудиорекордеры быстро сменили их со своей высокой скоростью и качеством звука. Сегодня аудио записывается прямо на жесткие диски или на карты памяти с использованием специальных портативных компьютеров.

Те видеокамеры, которые ведут параллельную аудиозапись, имеют встроенные точные часовые микросхемы для соблюдения скорости записи и идеальной синхронизации с картинкой.

На самом деле большинство звуков, которые вы слышите в фильме, уже записаны на студии после проведения съемок. Звуковые эффекты, музыка и даже диалоги озвучиваются уже потом.

Аналоговое редактирование

Традиционное редактирование представляет собой механический процесс, связанный с физической нарезкой и склейкой копии отснятого негатива пленки для компоновки последовательностей сцен в фильме. Каждый день пленка обрабатывается и печатается на позитивную пленку, далее предоставляемую режиссеру. Звук передается с оригинала на 35-миллиметровую аудиопленку, для соответствия с видеоизображением.

Когда все сцены скомпонованы, процесс нарезки повторяется с оригинальной негативной пленкой. После того, как проведут нарезку и оптическую обработку, выполняют цветовую коррекцию и убирают промежутки между сценами. Далее на основе полученной копии собирают звуковую дорожку, чтобы получить рабочий вариант пленки. Режиссер и редактор просматривают и возвращают на доработку, и в итоге видео готово для распространения.

В 1990-х этот процесс начал меняться, когда режиссеры вместо нарезки негативов начали использовать компьютеры для цифровой обработки и нелинейного редактирования. В результате обработанный материал переносят обратно на пленку для распространения. Данный способ был дороже, однако, был быстрее и качественнее.

Цифровые форматы

Цифровые камеры, как и пленочные камеры, фокусируют лучи света для захвата серии статических кадров, чтобы получить иллюзию движения. В отличие от пленочных камер лучи попадают на светочувствительный чип CCD (прибор с зарядовой связью). На кинопленке имеется светочувствительное покрытие, а в цифровых устройствах чип записывает кадр как матрицу отдельных цветных точек - пикселей. Количество охватываемых пикселей камерой ограничивает результирующее разрешение фильма. Цифровые изображения сохраняются на магнитных лентах или на картах памяти.

В современном кинопроизводстве можно забыть о старых аналоговых формах видеозаписи, таких как VHS, 8мм, Hi8. Они позволяют записывать очень низкокачественное видео, причем стоит это столько же, что и цифровая запись.

SD формат стандартной четкости, как mini DV, не стоит применять для съемки фильма, предназначенного для проката в кинотеатрах, по нескольким причинам. SD видео фактически ограничивается примерно в 1/4 мегапикселя в разрешении, или около 250000 пикселей. Т.е. картинка на большом экране будет расплываться и теряется четкость. Также в большинстве камер данного формата пропорции 1.33:1, кадр не широкоформатный. И еще в этих камерах частота кадра равна 30 кадрам в секунду вместо 24.

Для получения 24 кадров необходимо разделять кадры каждые 1/60 секунды, и кроме того невозможно совместить кадры. Для обработки подобного видео нужно очень мощное программное обеспечение.

У HD формата высокой четкости отсутствует множество проблем SD формата. Во-первых, разрешение уже 1 или 2 мегапикселя. Методы сжатия изображения на многих HD системах снижают это разрешение, но картинка HD получается явно четче.

Большинство HD-камер записывают с 24 кадрами в секунду. Некоторые даже изменяют скорость в зависимости от необходимости записать медленные кадры. Некоторые HD-камеры снимают дополнительные кадры, во избежание проблемы черезстрочного изображения.

Цифровой звук

В отличие от профессиональных аналоговых камер, практически все цифровые камеры имеют возможность записи многоканального звука DAT качества на той же ленте, что и изображение, с идеальной синхронизацией. Это значительно упрощает производство и редактирование в сравнении с аналоговыми камерами.

Начинающим кинорежиссерам нужно учитывать три важных момента. Во-первых, большинство видеокамер любительского уровня имеют очень низкое качество аудио усилителя. Звук будет 48кГц, 16-битный стерео, как DAT, но вероятно будут присутствовать свист и искажения, которых бы не было при использовании профессиональных камер.

Во-вторых, большинство видеокамер любительского уровня используют автоматический уровень усиления звука. Это означает, что камера постоянно пытается отрегулировать громкость принимаемого звука на основе общей громкости, и в результате возможно искажение при внезапном шуме или появится много звуковых шумов, если основной звук тихий. В профессиональном производстве необходимо устанавливать заданную громкость и удерживать ее постоянной.

В-третьих, встроенный микрофон в камеру, даже если это дорогая профессиональная камера, не сможет записать хороший качественный звук. Причина в том, что микрофон просто слишком далеко от актеров, и записать чистый звук не представляется возможным, возникают шумы, реверберация. Такое слабое качество звука часто является очевидным признаком любительского видео. Это не подходит. Вам необходим отдельный качественный микрофон, находящийся как можно ближе к актерам.

Цифровое редактирование

Цифровая обработка видеозаписи легко выполняется на обычных персональных компьютерах. Цифровое нелинейное редактирование позволяет редактору экспериментировать на том, что было невозможно до этого. А методы цифрового редактирования превосходят возможности, имевшиеся 10 лет назад в самых дорогих производствах. Более подробно о цифровом редактировании описано в Пост-Производственном разделе.

Аналоговая vs Цифровая съемка

Не так давно независимые режиссеры с минимальным бюджетом снимали бы на 16-миллиметровую черно-белую пленку. По сравнению с 35-миллиметровой цветной пленкой экономия денег была весьма значительной. Сейчас черно-белая пленка уже дороже цветной, поэтому на ней не сэкономишь. Сейчас технологии съемок широки как никогда, но действительно ли цифровая съемка дешевле, чем аналоговая?

Краткий ответ: нет. Эквивалентные комплекты видеокамер, взятые в аренду, будут стоить примерно одинаково для аналоговой и для цифровой камеры. Вам понадобится та же съемочная группа, тот же набор осветительных приборов, микрофонов, пр. За аналоговый фильм вы заплатите $50000 за съемку и обработку. За цифровые кассеты дешевле, но вам нужно заплатить кому-то $50000 за перенос видео на 35-мм кинопленку для коммерческого распространения. Таким образом, цена примерно одинакова.

Тем не менее, есть некоторые важные различия. Факторы в пользу цифрового видео включают:

  • Менее дорогие видеокамеры, которые дадут вам приемлемое изображение в фильме, при этом намного дешевле 35мм камеры.
  • Запись звука синхронно с изображением является преимуществом по сравнению с отдельными потоками аудио и видео с последующей синхронизацией.
  • Самые маленькие камеры можно расположить там, где аналоговые камеры не поместятся.
  • Цифровые камеры могут записывать от 40 до 60 минут или больше на одну ленту непрерывно, по сравнению с 10 минутами аналогового видео. Это позволит актерам больше работать над своими ролями, не отвлекаясь, делать больше дублей, не волнуясь об ошибках.
  • Как только вы говорите "Снято!", вы можете просмотреть вашу запись. Без обработки записи. Редактирование можно начинать без затрат на перевод пленки на кассету.
  • Минимальный бюджет цифровой съемки будет намного меньше минимального бюджета аналоговой съемки на 35мм.
  • Вы можете отложить затраты на перевод фильма на кинопленку, пока вы не продадите его. Если ваш конечный продукт будет выпущен только на DVD или на телевидение, то вам пленочная версия не понадобится.

Факторы в пользу аналогового видео включают:

  • Пленочная запись более устойчива к широкой разнице освещения в сцене, поэтому придется меньше настраивать свет. Цифровое видео, как правило, требует более тщательного освещения для достижения того же эффекта.
  • Аналоговое видео может снимать более детально, чем обычная цифра. Аппроксимирует 8-мегапиксельный цифровой образ, в то время как HD позволяет снимать с 1 или 2 мегапикселями. Однако, после всех обработок видео и оптического копирования, готовый вариант ненамного отличается от 2-пиксельного цифрового варианта.
  • 35-мм пленки дают меньшую глубину резкости по сравнению с цифровыми камерами, которые позволяет лучше обращать основное внимание аудитории на отдельные детали.
  • Если цифровое видео сняли в несжатом формате, что является достаточно дорогостоящим и трудоемким действием, артефакты компрессии и потеря цвета может стать существенной по сравнению с аналоговыми съемками.
  • Многие технологии обработки видео для аналоговой съемки уже широко известны и понятны, рабочий ход уже проработан, в то время как цифровая обработка требует от людей дополнительного изучения технологий.
  • У аналогового видео есть преимущество "внешнего облика", заключающееся в тонких факторах изображения, детализации, нелинейной гамме, которые формируют текстуру и картинку, ассоциируемую зрителем как "кинофильм".

Суть заключается в том, что если вам важен внешний облик кино, и ваша группа готова снимать аналоговое видео, то попробуйте найти возможность снять на 35-мм пленку. Если вы можете позволить себе только цифровое видео, портативность будет важным фактором, вым можно будет отложить затраты, и если вы снимаете на DVD, документальное видео, вы можете снять тысячи часов видео, и если вы просто хотите снять фильм, но у вас нет денег, то используйте цифровые технологии.

Одно не является лучше или хуже другого. Они просто разные.

Видеокамеры

HDV, пожалуй, будет самым подходящим вариантом для малобюджетного кино на данный момент. Есть небольшой набор Pro моделей, которые могут быть наиболее интересными. Хотя они не все используют верно HDV технологию, все они выполняют записи HD высокой четкости и обеспечивают качественную картинку, эквивалентную 16-мм пленке или даже лучше, если обрабатываются надлежащим образом:

  • Canon XL H1
  • Panasonic AG-HVX200
  • JVC GY-HD100U
  • Sony HVR-Z1U
  • Sony HVR-A1U

Выбор для более высококачественного производства:

  • Sony HDW-F900/3 Cine Alta
  • Panasonic HDC27F Varicam

Mini-DV камеры используются для съемок с минимальным бюджетом. Возможно вы сможете арендовать их. Лучшие модели - это:

  • Panasonic AG-DVX100
  • Sony DSR-PD150

Для 16мм видео несколько лучших моделей - это:

  • Aaton A_Minima
  • Arriflex 16 SR3
  • Idonoskop A-Cam

А для 35 мм:

  • Aaton 35-III
  • Arri 235
  • Panavision Millennium

Штативы и другие приспособления

Высококачественные штативы и головки штативов выпускаются следующими фирмами:

  • Bogen/Manfrotto
  • Gitzo
  • Slik

В киносъемках важно использовать очень стабильный штатив и подвижную головку. Подвижная головка использует герметичную камеру, содержащую масло или другой влажный материал, чтобы придать камере очень плавное движение.

Микрофоны

Вашим рабочим арсеналом для записи аудио будут остронаправленный микрофон, микрофонный журавль(кран) и аудиомикшер. Оператор по микрофону держит журавль в стороне, направляя микрофон как можно ближе к актерам, при этом не попадая в камеру и не бросая тень. Для наружных съемок длинные краны предпочтительнее. Они позволяют собирать наиболее чистый направленный звук, и голос актеров воспроизводится четко и без шумов. При работе в помещении длинные краны отдают эхом, поэтому лучше воспользоваться коротким краном с кардиоидным микрофоном.

Лучшие длинные краны могут собирать четкий диалог на расстоянии 1,5 метров. Это:

  • Sennheiser MKH816
  • A/T AT4071a ($1000)
  • A/T AT815a

Лучшие короткие краны могут собирать четкий диалог на расстоянии до 1м. Это:

  • Sennheiser 416 ($1040)
  • A/T AT4073a ($850)
  • Sennheiser K3U/ME80 ($500)
  • A/T AT835B ($240)

Микрофонный журавль состоит из непосредственно крана, изготовленного из стекловолокна, антивибратора, чтобы избежать ненужных вибраций, колпака для защиты от ветра и кабеля.

Если использование журавля оказывается непрактичным, например, когда актеры стоят удаленно от камеры. то можно использовать маленькие динамические петличные микрофоны (лавалье). Эти крошечные микрофоны можно скрыть в одежде или прикрепить возле лица со стороны, закрытой от камеры. Большинство таких микрофонов имеют всенаправленный прием, поэтому нужно постараться установить их как можно ближе ко рту актера, чтобы звук был чище. Они также очень чувствительны к шуму ветра и одежды.

Стандартные лавалье микрофоны:

  • Sony ECM-55
  • Sony ECM-30 (новее, дешевле, популярнее)
  • ECM-44B ($255 - является хорошим компромиссом звуков с хорошим голосом, защищен от шума ветра и может быть дальше от источника звука.

Для микширования с популярными микрофонными журавлями:

  • Sennheiser MKE-2 ($240)
  • A/T MT830
  • Sony ECM-77B

Другие рекомендуемые лавалье микрофоны:

  • Sony ECM-77B ($465)
  • AT MT830R ($155)
  • Sennheiser K2 lav
  • Shure WL50 lav

Используются также радио, или беспроводные передатчик/приемник, как правило, в комбинации с лавалье, когда не удалось прикрепить к актеру устройства для записи звука. Это может произойти, когда актеры ходят и говорят одновременно, а журавль не может быть использован.

Радиопередатчики очень чувствительны к электрическим помехам и потере сигнала, и используются для записи звука лишь в последнюю очередь.

Передатчики/приемники фирмы Lectrosonics считаются одними из лучших, но большинство из ведущих производителей микрофонов также делают высококачественные беспроводные передатчики/приемники. Часто лавалье микрофон используется в комплекте с беспроводным передатчиком для достижения оптимального комплексного результата.

Аудио микшеры

Аудио микшеры уравновешивают и контролируют силу сигнала, идущего от микрофонов, и звук передается на записывающее устройство. Некоторые устройства записи имеют некоторые возможности управлять встроенной громкостью звука, но всегда лучше иметь отдельный микшер, который будет использоваться звукооператором.

Хорошие микшеры:

  • Samson Mixpad 4 ($200, с батареей)
  • Mackie 1202VLZ PRO (12-канальный микшер с четырьмя микрофонными входами, $300)
  • Shure FP-33 (стерео микшер, $1200, с батареей)

Осветительные приборы

Компании, производящие осветительное оборудование, представляющее интерес для кинематографистов:

  • Arri
  • Lowel
  • Mole-Richardson
  • Smith-Victor

Также смотрите статью "Освещение" в разделе "Съемки" с описанием различных техник работы со светом.

Расходные материалы общего назначения

Для выбора необходимого дополнительного оборудования можно воспользоваться следующим списком:

  • абсорбенты, бумажные полотенца
  • клейкий спрей
  • оградительные предупреждающие ленты
  • батарейки
  • чистящие средства
  • аптечка
  • флуоресцентные лампочки
  • портняжный мел, тальк
  • перчатки
  • сумки
  • инструменты, молоток, отвертки
  • обогреватели
  • уборные материалы, веник, совок, тряпки
  • лестница
  • маркеры
  • масло
  • бумага, рулон оберточной бумаги
  • укрытие от дождя, брезент для оборудования
  • лезвия
  • респираторы
  • веревка
  • ленты, упаковски, сумки, лампы, пр.