Вы здесь

График съёмки

Важность планирования

Планирование съемки очень важно. В процессе создания фильма участвуют так много людей, что без графика ваш проект может деградировать в хаос. Если вы решите опустить планирование, тогда вам лучше проводить время, просматривая американское кино.

Во-первых, я опишу вариации способов написания классического плана к фильму. Достаточно много больших киностудий используют его, только в более простом виде. Затем я покажу вам другой вариант.

Классический правильный метод

Существуют два важных вопроса, касающиеся плана съемок:

  1. Сколько дней будут проходить съемки?
  2. В каком порядке нужно снимать эпизоды?

Сколько дней это займет?

Воспользуйтесь следующей информацией для определения ваших сроков. Попробуйте сделать осторожную и реальную оценку. Как только вы начнете съемки, вам необходимо постараться максимально придерживаться составленного графика, потому что:

  1. Актеры и съемочная группа будут ориентироваться на этот план, и если вы отстанете от графика хотя бы на 1 день, вам придется затратить больше времени, чтобы каждый член команды подстроился под корректировку.
  2. Ваш бюджет будет расти, т.к. вам нужно кормить людей независимо от того, успеваете вы или отстаете.
  3. Отставать от графика - это непрофессионально. Таким образом вы врядли впечатлите ваших инвесторов.
  4. Уровень финансирования ваших будущих фильмов будет прямо зависеть от того, насколько точно вы соблюли график и финансовый план в своей предыдушей работе.

Когда вы попробуете снимать полнометражный фильм, вам, вероятно, поможет опыт планирования в короткометражках. Однако будьте готовы к тому, что вам не удастся ускориться по графику, т.к. вначале ваша команда возможно и начнет ударными темпами и с энтузиазмом работать, но через несколько дней приходит очевидная усталость.

Для всех фильмов на всех уровнях финансирования выработано одно хорошее правило о том, что вам удастся отснять 6 страниц по сценарию, если вы работаете, действительно, не покладая рук, и 3-4 страницы, если работаете в нормальном режиме, при следущих условиях:

  1. Ваши актеры достаточно хорошо знают свои роли и репетировали до тех пор, пока не добились лучшего варианта игры в каждой сцене.
  2. Вы снимали вашу сцену с 3 ракурсов и сняли не менее 6 дублей каждого ракурса для достижения наилучшего исполнения.
  3. Вы меняете место съемок каждые 2 дня.
  4. Вы уделяете достаточное внимание установке нужного освещения и используете микрофонный журавль для качественной аудиозаписи.

Количество отработанных страниц уменьшится, если:

  1. Ваши актеры и съемочная группа не знают, что они делают.
  2. Вы не знаете, что вы делаете.
  3. Вы часто меняете место съемки.
  4. Вы снимаете на улице, и погодные условия вам мешают.
  5. Вы снимаете массовые сцены.
  6. В сцене участвуют дети или животные.
  7. Вы хотите достичь спецэффектов.
  8. В сцене присутствуют драка, стрельба, взрывы, автомобильные погони, пр.
  9. У вас ограниченный доступ на съемочной площадке.
  10. Вы - перфекционист.

Потенциально вы способны снять до 30-40 страниц в день, если:

  1. Ваши актеры потратили недели на совершенствование исполнения роли, и они не испортят дубль, или они хороши в импровизации.
  2. Вы снимаете один дубль одной сцены с одного ракурса.
  3. Вы проводите съемки в одном помещении, и вам не приходится настраивать осветительные приборы (если они вообще есть).
  4. Вы используете остронаправленный микрофон, и вам не важно, насколько слабым получится звук.
  5. Вы работаете так быстро, как только можете по 12-14 часов каждый день.

Фильм Роджера Формана "Маленький магазинчик ужасов" был заснят за 2 дня. Это реально успеть сделать, но это будет не достаточно качественной работой.

Суть заключается в том, что любой малобюджетный фильм должен сниматься по 6 страниц в день, чтобы закончить съемки за 15 дней, потому что вы, вероятно, не сможете позволить себе кормить команду дольше, не говоря уже об аренде оборудования и затруднениях в наеме людей, которые не смогут работать дольше 2 недель по разным причинам.

В каком порядке снимаются сцены?

Когда вы уже оценили примерное количество затрачиваемых дней на съемки, то теперь можно составить график расписания. В этом вам вполне могут помочь программы вроде Excel. Имеются различные программы специально для расписаний, но для начала достаточно Excel.

Следующая задача заберет у вас почти весь день для полнометражного фильма, и намного меньше для короткого видео.

Работайте над расписанием очень внимательно, дважды перепроверяйте себя. Если что-то будет пропущено, придется возвращаться и переделывать много работы. Попросите, чтобы кто-то помог вам в проверке.

Сперва запишите на листе бумаги список всех мест, где вы планируете снимать. Пронумеруйте их в порядке очередности. Даже когда вам нужно будет перемещать освещение в соседнюю комнату, это будет считаться новым местом. Внимательно пройдитесь по сценарию, сцена за сценой, чтобы ничего не упустить.

Далее создайте список из всех актерев. Если это толпа людей, для них можно выделить один пункт. Если у вас есть особая персона, участвующая в паре сцен, но ограниченная во времени, также отдайте ей один пункт.

Затем в Excel создайте электронную таблицу и обозначьте в первой колонке ДАТА, во второй колонке - ДНИ, в третьей колонке - СЦЕНА, далее - ВРЕМЯ, далее - МЕСТО, а в остальных колонках запишите имена всех ваших актеров. В колонке СЦЕНА приведите список всех сцен в виде номера сцены и краткого описания, в порядке очередности согласно сценарию, от первой до последней. После этого в колонке ДНИ запишите количество дней, необходимых для съемки каждой сцены. Если сцена описана на 3 страницах сценария, а вы уверены в 6 страницах за день, то запишите 0,5 дней.

Скорее всего вам придется вводить много дробных чисел.

В следующей колонке запишите для каждой сцены Д (день) или Н (ночь), в зависимости от времени съемок, и рядом введите номер вашего места съемок из рукописного списка. Теперь напротив сцены и каждого актера отметьте [Х], если человек в этой сцене участвует.

Трижды перепроверьте себя и сохраните файл.

Сейчас с помощью Excel вы сможете сортировать график по месту съемок. Таким образом, вы сможете увидеть всех актеров, участвующих в конкретной сцене, и минимизировать затрачиваемое время сборов каждого из них. Можете сохранить расписание под разными именами, чтобы легко вернуться к различным версиям вашего плана.

Также вы можете выполнять сортировку более удобным для вас способом, если вам он покажется более логичным. Если у вас есть один актер, готовый сниматься только один день, то стоит отсортировать по этому актеру, чтобы увидеть все сцены вместе.


Следующим шагом будет, начиная с первой строчки, подсчитывание дробных промежутков дня до тех пор, пока не наберется полный рабочий день. и в колонке ДАТА можно уже выставить реальную дату данного съемочного дня. Продолжите подсчитывать до следующего полного дня и обозначьте дату второго дня съемок, и т.д. В конце концов для каждой группы сцен у вас будет своя дата. Сохраните файл еще под одним названием.

Далее вам нужно связаться с каждым участником съемок для уточнения его доступности в нужный день. Здесь как раз вы и оцените плюсы работы с небольшой командой. У каждого в какой-то день может быть нестыковка, так что если вам удастся в одной комнате в один момент собрать всех людей, то это довольно сильно ускорит процесс.

Вы должны обладать способностью убедить людей в том, что этот фильм - это самая важная вещь в их жизни. Ваш главный герой должен быть убежден в том, что вполне нормальным будет пропустить рождение своего первого ребенка, если время совпало с датой проведения съемок.

В конечном итоге у вас будет готовый график. Вы также поймете, как важно придерживаться этого графика. Сдвиг в один день заставит менять планы каждого человека, что потребует дополнительных трудоемких пересчетов и согласований.

Другой способ создания фильма

Как вы видите, вышеприведенный вариант занимает много времени и работы, и вы можете спросить, почему же нельзя пригласить друзей на выходные и просто начать дело. Если ваш фильм достаточно короткий и простой, то вы можете так и сделать.

Если ваш проект более сложный, то вы рискуете не вписаться в ваш бюджет, в ваши спланированные сроки, рискуете потерять актеров и команду вследствие различных причин, рискуете вообще не завершить работу, потеряв потраченные ресурсы и деньги. Ваш план побуждает дисциплинированность, и будучи успешным кинорежиссером, вам в работе будет необходима дисциплина.

Хорошо известный режиссер Кристофер Нолан (Помни, Бессонница, Бетмен: Начало), когда снимал свой первый художественный фильм "Преследование", использовал иной подход. У него было только 3 друга-актера с разговорными ролями (также в финальной сцене его отец сыграл полицейского-детектива). Конечно, у него на руках был действительно отличный сценарий.

Он снимал только тогда, когда актеры были свободны, обычно по выходным. Он сам снимал фильм, работал лишь с двумя людьми в съемочной группе для обработки звука и некоторого освещения. Исходя из его актерского состава, Кристофер вынужден был снимать какие-угодно сцены в тех местах, где только можно было снимать, и в помещениях, которые были доступны его актерам.

Когда одному актеру необходимо было постричься, Кристофер переписал несколько строк, чтобы придать изменениям смысл. На завершение съемок потребовались месяцы, и результатом работы оказался небольшой шедевр. Хотя фильм был не идеальным, но он был достаточно хорош, чтобы найти спонсоров на его новый фильм "Помни". А уже после этой режиссерской работы Кристофер Нолан пользовался огромным спросом.

Ему по-прежнему приходится работать с планированием, однако он уже отлично справился с этой задачей, продолжная постоянно пересматривать ее, и двигался вперед, никогда не упуская из виду конечную цель. Он не знал, как долго придется снимать, и также он должен быть весьма благодарен своим друзьям, которые не брали денег за работу и кормили себя сами.

Вы - кинорежиссер, или вы - артист. Используйте любую из этих техник или придумайте свою собственную, но только пользуйтесь планированием.