Вы здесь
Структура сценария / Часть 2
Три акта
Разные авторы и преподаватели используют различную терминологию, и даже спорят, есть ли на самом деле 3 акта, или их 4, или даже больше. Выберем усредненное мнение, чтобы у вас сложилось базисное понимание, чтобы при общении со сценаристами вы обладали достаточным количеством знаний, а также правильно структурировали ваши собственные работы.
Первый акт в сценарии занимает 25% всей истории, его иногда называют Завязка. В стостраничном сценарии это будет 25 страниц.
Ближе к концу первого акта возникает сюжетный рубеж, событие, которое поворачивает историю в иное русло.
Во Втором акте, также называемом Кульминацией, протекает 50% всех событий истории, пока не настанет второй сюжетный рубеж.
Практически всегда присутствует переломный момент в середине второго акта.
Второй сюжетный рубеж переводит рассказ в Третий акт, Развязку, длящуюся оставшиеся 25%.
Первый акт вводит наших персонажей в мир рассказа.
Если мир - это наши дни, и окружающая обстановка схожа с современным миром, то данная задача проста. Каждый воспримет мир таким, каким он видит свой собственный мир. Если же речь идет о зарубежных странах, или об историческом периоде, или о выдуманном мире, фантастических землях, тогда необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы донести до аудитории ваши идеи.
Всегда есть как минимум 2 героя. Положительный герой и отрицательный герой. Простыми словами, главный герой - это человек, с которым мы будем наиболее тесно сопоставлять наши мысли, будем болеть и переживать, потому что он будет олицетворять то, что мы считаем хорошими и добрыми вещами. А отрицательный герой - это злодей. Не всегда нашими героями являются люди. Например, героями могут стать животное и природная стихия.
Обычно в истории присутствуют другие люди, но в любом случае они должны быть представлены в первом акте, хотя бы в виде намека, упоминания или инсинуации. Нам необходимо знать достаточно деталей о наших персонажах, чтобы их дальнейшие действия имели смысл.
Важной деталью и частой ошибкой любителя является то, что после формирования образов героев и окружающего мира, вы не сможете их изменить, не обескуражив при этом зрителя. Вы не можете представить героя слабаком и тряпкой, и после этого позволить ему в последнюю минуту одержать безоговорочную победу в схватке со злодеем.
В фильме "Титаник" повествование начинается с представления зрителю главных героев, включая трех наиболее важных: Роуз является протагонистом, положительным героем, а Кэл, ее муж, - антагонист, злодей. Также представляется Джек. Он будет важным катализатором в сюжетных рубежах и переломных моментах. Джек - это бедный, но счастливый пассажир третьего класса. Роуз - это несчастная девушка, доведённая до полного отчаяния притязаниями нелюбимого жениха-миллионера и непомерными надеждами своей матери на выгодный брак.
Окружающий мир также представлен, продемонстрировано величие корабля так же хорошо, как и поведение и отношения того времени.
Первый сюжетный рубеж - это что-то такое, что оказывает на главного героя раздражение, будоражит его, и тем самым сподвигает его на какие-то действия. Это может быть что угодно, что меняет его повседневное существование и представляет собой проблему. Герой часто сопротивляется позыву действовать, но в конечном итоге вынужден будет занять определенную позицию. Геной начинает меняться.
В фильме "Титаник" первый сюжетный рубеж настает тогда, когда подавленная Роуз теряет голову и решает совершить самоубийство. Но Джек смог отговорить ее. Он показал ей возможность другой жизни. С этого момента возникает сюжетный конфликт в виде ревности Кэла и растущего интереса Роуз к Джеку.
Сначала идет типичное сопротивление, но потом между Роуз и Джеком все больше растет непреодолимое влечение.
Во втором акте присутствует эскалация конфликта со стороны антагониста, и протагонист начинает действовать. В этом акте продолжает нарастать конфликт, в то время когда Роуз проводит все больше времени с Джеком, а Кэл приходит в ревнивую ярость.
Переломный момент наступает как что-то драматическое, что в конце концов убеждает героя принять новую позицию или устремляет его к разрешению конфликта.
Переломный момент в "Титанике" наступает в середине второго акта, когда Роуз приглашает Джека в свою каюту и позволяет ему сделать эскиз ее обнаженного тела. Это вскоре приводит к любовной сцене, и Роуз полностью увлекается отношениями с Джеком.
Остальная часть второго акта с этого момента уже полностью переходят в борьбу между положительным и отрицательным героем, который, в свою очередь, готов бороться до конца. Герой уже начинает меняться и становиться другой личностью, если сравнивать с тем человеком, которого мы видели в начале фильма.
Во втором акте на примере "Титаника" продолжает нарастать конфликт между Кэлом, пытающимся разлучить Роуз с Джеком, инициируя ложное ограбление драгоценностей, за что Джек будет арестован. Роуз окончательно решает расстаться с Кэлом и пытается придумать, как его перехитрить. Джек оказывается прикован наручниками к трубе, и ему угрожает опасность приходящей воды после удара корабля об айсберг. Кэл пытается силой усадить Роуз в шлюпку.
Второй сюжетный рубеж ознаменовывается развязкой в конфликте между положительным и отрицательным героем. Только один из них добьется своей цели.
В "Титанике" вторым сюжетным рубежом будет сцена, когда Роуз удается избавиться от Кэла, играя на его ревности, и она устремляется спасать Джека.
Третий акт - это последние усилия героя для одержания победы. Здесь, как правило, следует короткая развязка, где мы видим, как поменялся внутренний мир героев. Герой и его внутренний мир каким-то образом преображается.
Третий акт в "Титанике" включает окончательную конфронтацию между Кэлом и Роуз, где она одерживает победу, и конфронтацию с леденящим океаном, где она теряет Джека. Но в конце концов Роуз избежала влияния Кэла. Мы узнаем, что у нее в будущем будет чудесная и счастливая жизнь.
Конец.
Практически каждый художественный фильм, который вы можете назвать, и большинство всех успешных фильмов подходят под данную 3-актовую структуру. Даже фильм "Помни", история которого идет в обратном порядке, после тщательного анализа оказывается очень близок по структуре к классическому варианту.
Даже временные рамки актов и поворотных моментов в фильмах очень близки к образцовому. Посмотрите любой фильм своими глазами, засекая при этом время. Если вы узнаете общую длительность фильма и разделите ее на 4, то вы будете приблизительно знать, когда можно увидеть каждый сюжетный рубеж или поворотный момент. Вы можете ошибиться не более чем на 2 минуты.
Как только вы узнали, как фильм разбивается на акты, и где находятся ключевые рубежи, вы уже не сможете смотреть фильмы как раньше.
Путь главного героя
В визуальном представлении путь героя представлен не прямой, а кругом.
Он начинается с верхушки круга, с Обычного мира, продвигается против часовой стрелки через ряд этапов, и в конечном итоге герой возвращается на исходную точку, откуда начинал путь.
Путь героя отличается от 3-актовой структуры тем, что все внимание уделяется самому герою, и не обязательно указание четкого злодея. Имеются и другие персонажи, которые временами могут оказаться полезными нашему герою, а временами - помешать ему, но мы смотрим на вещи только с точки зрения героя. В данной схеме персонажи могут изменять свою роль во взаимоотношениях с героем с течением времени.
Обычный мир такой же, как и в 3-актовой структуре сценария. В этот период зритель знакомится с героем и изучает его жизнь, личность, окружение.
В "Титанике" это период, когда зритель впервые встречает Роуз, Кэла и Джека и узнает о жизни богатых и бедных в начале 20-го века.
Призыв к приключениям - момент, когда герою предоставляется возможность или выбор принять или отказаться от некой миссии или решения проблемы.
Роуз была вынуждена согласиться на это путешествие, что стало для нее духовным путем, и она отплывает на корабле, делает первый шаг в жизненном пути как жена Кэла.
Протест против призыва является типичной реакцией, когда у человека есть желание избежать опасностей и риска, возникающих во время путешествия, а также их последствий.
Роуз находится в конфликте со своей матерью и с Кэлом, она не может принять изменения в жизни, к которым ее принуждают. Когда она уже не может больше выдерживать, то решается совершить самоубийство.
Встреча с наставником подразумевает беседу с кем-либо, кто передает какие-то знания герою. Наставник не обязательно должен быть хорошим или плохим парнем, но для героя очень важна та информация, чтобы сделать первый шаг.
Наставник появляется в образе Джека, он рассказывает Роуз, что есть другие миры, что есть огромные возможности в этой жизни, ей только нужно мужество и попытаться найти их.
Переступает черту - это эквивалентно старту второго акта в нашей структуре сценария. Это начало путешествия.
Роуз предлагает Джеку пообедать в ее богатом кругу, а он предлагает ей узнать о его мире. Ей нравится это, и она начинает свой путь.
Испытания, союзники и враги, следующий шаг в пути героя. Герой входит в новый, странный и особый мир. Он будет обучаться, меняться, проходить разные испытания.
Чем дальше она знакомится с миром Джека, тем больше разногласий возникает с Кэлом и матерью, призывающих ее вернуться к прошлой жизни.
Приближение к самому главному - это поворотный момент в нашем рассказе. Перед героем начинается главное испытание, и он должен быть готов в полной мере к выполнению главной задачи, поставленной перед ним на этапе Призыва к приключениям.
Роуз просит Джека сделать эскиз ее портрета в стиле ню, после этого они занимаются любовью. Она убеждена в правильности своего выбора, и абсолютно готова к финальной борьбе за свои убеждения.
Тяжкое испытание является главным кризисным моментом рассказа, в котором герой сталкивается со своим наибольшим страхом и риском смерти. В каком-то смысле герой во время битвы закаляется и меняется навсегда.
Роуз борется с Кэлом за право контроля своей жизнью, которую она выбрала для себя.
Дорога назад ознаменовывает начало 3-го акта в нашей структуре, когда герой использует свою вновь обретенную силу и знания, чтобы завершить путешествие и вернуться в свой Обычный мир. На его пути еще встречаются проблемы, но герой теперь уже вооружен, обладает необходимыми навыками или знаниями, чтобы встретиться с ними.
Роуз ускользает от Кэла ради спасения Джека, но перед ней еще стоит нерешенная задача выжить на тонущем корабле.
Возрождение - финальный шаг в завершении своей миссии, определенной на этапе Призыв к приключениям. Теперь герой - хозяин своего мира.
Роуз теряет Джека, но она выживает и избавляется от притязаний мужа и матери. Теперь она вольна сама управлять своим будущим.
Возвращение с эликсиром - это та развязка, в которой мы узнаем, как герой возвращается с испытаний, завершает путешествие, о том, как поменялся его внутренний мир, и что он приобрел, о том, как герой будет использовать свои знания и умения, как будет жить дальше с друзьями, близкими и окружающим обществом.
Роуз начинает вести полноценную, богатую жизнь. История проходит полный круг.
Конец.
---
Вы можете внимательно просматривать и анализировать различные известные фильмы, тем самым более глубоко изучите структуру написания сценариев.
Три акта и Путь главного героя - это модели сценариев, проверенные временем. Вы можете взять их за основу при написании ваших собственных историй. Используйте эти знания, как и другие известные вам средства. Если это вам помогает, используйте. Если нет - воспользуйтесь методами, которые вам кажутся наиболее подходящими.
Вы - режиссер. Вы - художник. Вы можете научиться этим методам, а затем изобрести свой собственный.
В любом случае вы должны быть в состоянии внести в свой сюжет развлекательные и эмоциональные составляющие.
Огромное спасибо за материал, многое для меня прояснилось.
А как же фильм «Социальная сеть»? Там, кажется, вообще нет концовки, которая тут описана. А фильм «Куб»? Не показывается обычный мир (хотя и говорят про него), нет встречи с наставником и вообще, нет главного героя.
обязательно есть какое-то количество исключений. но есть, я думаю, основополагающие системы. Это где-то сродни подсознательным ощущениям. Сначала (до фильма и в начале фильма) мы в состоянии покоя. Потом нам хочется приключений (возникает интерес к авантюре). Причем мы понимаем, что приключения связаны с трудностями и опасностями, но это вызов нашей амбиции. Начинается приключение. И в конце - победа (избежание трудностей и опасностей) - ПАБАМ! Оргазм!